Я бы взял его на работу, если бы не все это, — объяснил один из крупных российских банкиров. — Но все они — коммерческие типы, причем такого поколения».
Пик коммерчески ориентированного поколения ФСБ пришелся на начало 2000-х годов и совпал со взрывом рынка банковского золота, говорит один собеседник, близкий к ФСБ, который лично знает Серкалина и многих его коллег. ‘Вы знаете начало. Если ты понимаешь, что бороться с чем-то бесполезно, нужно возглавить это», — объясняет он.
У менеджеров ‘К’ было два основных неформальных способа работы с банком Процент от средств — 0,1-0,2% от объема сделки — или взятки за определенные правонарушения, а также фиксация голодовки и голодомора, о которых говорят, что они близки к ФСБ. Банки, вовлеченные в отмывание денег, вводили «подписки» К, говорит один бывший совладелец банка на 300 человек с переоцененной операционной лицензией.
В банк посылали ‘секретного агента’, обычно отставного офицера, чтобы получить проценты от ФСБ. В большинстве случаев ему давали должность начальника службы финансовой безопасности банка, чтобы контролировать денежные потоки, «что позволяло нам держать все в тайне». В обязанности подпольного сотрудника также входил сбор информации о рынке.
Это описание в точности соответствует вкладам Железняка в отношении сотрудников, которых попросили перейти в «Пробизнесбанк».
Система не является закрытой, и невозможно в одиночку контролировать весь банковский сектор.
По словам источников в ФСБ, для того, чтобы контролировать рынок отмывания денег, наличность нужно было куда-то вывезти. Для этого московский адрес «К» должен был активно сотрудничать с региональными управлениями ФСБ. Наличные деньги всегда было легко и дешево получить, особенно в южных регионах России, где находилась большая доля «серого» бизнеса.
Как объясняет наш собеседник: «Например, у банка в Москве есть сеть филиалов в отдаленных районах, которые собирают наличные и доставляют их в головной офис». — Головной офис имеет доступ к большей клиентской базе — он продает им наличные и делится частью прибыли с региональными филиалами. Чтобы эта система работала, региональное управление ФСБ и головной офис должны были договориться друг с другом: сотрудники спецподразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел» в свободное время помогали распространять наличные в Москве; сотрудники ФСБ.
«Они брали больничные, а их машины отправляли на техобслуживание. были отправлены на ремонт», — заключил он. Нам также пришлось иметь дело с Бюро безопасности ФСБ, которое могло только наблюдать за тем, каким бизнесом занимались наши коллеги.
ФСБ не отвечало на наши вопросы».
При чем здесь Навальный
В конце мая 2019 года полковник Черкалин встретился с общественными активистами, которые пришли на встречу с ним в СИЗО «Лофорво» в форме Givenchy. Они рассказали, что у полковника в камере, о которой писал «Коммерсантъ», появились изображения, которые стали напоминать молитву или мобильный телефон.
До своего ареста Черкалин руководил банковским управлением «К», одним из многочисленных структурных подразделений Службы безопасности ФСБ. Это управление отвечает за банки, пенсионные фонды и страховые компании. Несколько лет назад он перешел в управление ‘н’ и организовал борьбу с наркотиками, контрабандой и организованной преступностью.
Таким образом, ‘к’ стал практически подразделением, оказывающим наибольшее влияние на спецслужбы. Оговорка полковника стала неожиданностью для всего банковского сектора.
Для совладельцев группы Life, в случае с друзьями детства Александром Железняком и Сергеем Леонтьевым, история их отношений с Черкалиным и его коллегами закончилась очень плохо: в 2014 году партнеры ‘buck knives’ договорились пригласить их в Пробизнесбанк; Железняк сам написал письмо с просьбой об этом тогдашнему руководителю ‘К’ Виктору Воронину; по словам Железняка, он был совладельцем автосалона ‘Авилон’ Камо Авагумян, клиент «Пробизнесбанка», а заказчиком выступил старый знакомый Железняка («Авилон» на момент публикации не ответил на наши вопросы). Однако владельцы «Лайфа» решили не разделять бизнес в целом.
Железняк утверждает, что банки группы финансово здоровы, но в 2014 году был нанесен ущерб на миллиарды рублей, а вероятностные данные по просроченным кредитам физическим и юридическим лицам кратно превышают средние показатели по стране. В конце года Fitch отозвало свою оценку Пробизнесбанка. Основное беспокойство на тот момент вызывал портфель титулов, в котором банк хранил 47 млрд рублей, или почти половину своих активов.
Сами титулы в основном находились в кипрских хранилищах. Из-за кризиса другие банки продавали все, чтобы поддержать ликвидность, и только портфель Пробизнесбанка почти не двигался, вспоминает аналитик Fitch Александр Данилов. Аналогично, Центральный банк сразу же задал вопросы о банках.
В сентябре 2014 года регулятор отозвал лицензию на осуществление деятельности у первого банка «Банк24.РУ», принадлежащего совладельцам Life, а в следующем году отозвал лицензию у «Пробизнесбанка», вспоминает он. Банк24.Ru» страдал от нарушений закона о противодействии отмыванию денег, но на момент краха его активы превышали обязательства на 2 млрд рублей.Железняк утверждает, что банк не был вовлечен в отмывание денег и что регуляторы «не позволили центральному банку провести пять сделок», — утверждает он. Центральный банк решил, что Пробизнесбанк разместил средства в «низкокачественных активах» и «полностью утратил капитал», а временное бюро, вошедшее в банк, обнаружило крупную сделку с признаками вывода активов из банка Железняк утверждает, что активы действительно таковыми являются.
За несколько месяцев до отзыва разрешения банк проверялся Центральным банком, но там отметили недостатки, однако пишет, что вкладчикам и кредиторам ничего не угрожает.
В итоге регулятор оценил размер дыры Пробизнесбанка примерно в 35 миллиардов рублей. После отзыва лицензии г-н Леонидев написал во внутреннем блоге, что «Россия еще не готова принять такую финансовую группу, как Life». -Очевидно, что время для LIFE в этой стране еще не пришло.
Поэтому следующие 50 лет я буду заниматься жизнью в других частях света».
В своих показаниях Железняк считает, что начало конца их банковского бизнеса политически мотивировано.
Органы федеральной службы безопасности
ФСБ России
(К ним относятся службы, отделы, управления и иные подведомственные подразделения, непосредственно осуществляющие деятельность Федеральной службы безопасности, а также подразделения, выполняющие административные задачи)
Территориальные органы безопасности
(Управления (отделы) ФСБ России в отдельных регионах и субъектах Российской Федерации)
Пограничные органы
(Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничным службам)