1. полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Назначение Председателя Правительства
- Указы и распоряжения, обязательные для исполнения правительством
- Верховный главнокомандующий — исполняет обязанности главнокомандующего
2. в финансовой сфере
3. в социально-культурной сфере
4. управление — политический сектор
Президент является лидером государства, но он также является лидером исполнительной власти.
В совокупности субъект
Орган исполнительной власти.
Исполнительная власть — это управление государством (но не все управление государством исполнительное) и является признаком исполнительной власти
- Исполнительный характер деятельности
- Ведомый характер деятельности
- Повседневный характер деятельности
Исполнительная власть — это организация, которая является частью государственного механизма и представляет собой группу людей (ответственных государственных служащих), которые осуществляют государственное управление в трех секторах.
Орган исполнительной власти:
- Федеральные органы исполнительной власти.
Ведущую роль играет Правительство РФ (Федеральный закон о Правительстве).
Пример.
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, он вступает в них по своему усмотрению (диспозиции) или по обязательствам, возложенным конкретными правовыми нормами. Например, гражданин может обжаловать решение, принятое исполнительным органом, если считает, что оно нарушает его права и свободы. Однако это не может нарушать закон.
Должностное лицо, занимающее государственную должность в органах исполнительной власти, обязано принимать соответствующие меры по защите прав и свобод граждан, а при необходимости и по их сохранению. Прокурор обязан возбудить дело об административном правонарушении при наличии достаточных оснований. Это решение является применением его правового статуса.
Примеры применения правового статуса из предмета административного права многочисленны и многочисленны.
В специальной литературе различают индивидуальных и коллективных субъектов административного права.
Граждане Российской Федерации, иностранцы и человечество являются индивидами. Они не находятся в постоянных и непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти и управления. Граждане, например, являются субъектами административно-правовых отношений.
Например, они должны совершать действия, выполнять свои обязанности, получать лицензии (разрешения) от компетентных государственных органов, действия (бездействие) или правонарушения либо решения органов исполнительной власти, нарушающие их права, свободы и законные интересы (граждане подвергаются административным наказаниям за административные правонарушения).
К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственные служащие или должностные лица. Они занимают государственные должности в органах государственной власти и имеют стабильные и непрерывные организационные отношения с этими органами — их статус одинаково регулируется нормативными правовыми актами — они осуществляют обязанности органов государственной власти и имеют для этого соответствующие государственные полномочия — они совершают действия — поступки и действия. Они принимают решения от имени органов государственной власти (т.е.
являются индивидуальными субъектами).
Коллективный субъект административного права — это группа лиц — организаций, выступающих во внешних отношениях в качестве самостоятельных субъектов права. Он регулируется законом нормативного права. Коллективный субъект права признает их права от своего имени и возлагает на них определенные обязанности в административных правоотношениях и других нормативных правовых актах.
К коллективным субъектам административного права относятся государственные предприятия, созданные в последние годы.
Граждане как субъекты административного права
Согласно «Гражданству Российской Федерации», гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся во всех взаимных правах и обязанностях.
Как определено в Конституции Российской Федерации, все граждане Российской Федерации на ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности.
Административно-правовой статус гражданина включает в себя
- набор его прав и обязанностей, гарантированных нормами административного права
- гарантии реализации этих прав, защиту законом и применение механизмов защиты органами государственной власти.
Нормативные правовые акты не определяют правовой статус человека и гражданина Российской Федерации. У последних больше прав и обязанностей, чем у человека. Например, иностранцы и люди не могут быть приняты в администрацию.
Правовой статус гражданина в администрации определяется объемом и характером его административно-правовой личности (законностью и дееспособностью всей администрации).
Административная дееспособность гражданина — это его способность обладать правами и обязанностями административного права. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается после его смерти. Правоспособность гражданина непередаваема и не может быть передана.
Она может быть временно ограничена для некоторых граждан (в случае совершения уголовного или административного правонарушения). Санкции могут включать лишение свободы, лишение определенных прав, т.е. когда гражданин не может пользоваться правами, признанными за ним по рождению.
Для того чтобы гражданин мог осуществлять свою правоспособность, он должен обладать административной дееспособностью, то есть способностью осуществлять своим личным поведением, приобретать права и исполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера.
Правоспособность приобретает полный объем с 18 лет, однако момент возникновения административной правоспособности гражданина остается неопределенным. Ответственность за совершение административных правонарушений наступает с 16 лет.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и внутренними нормативными актами можно выделить основные права граждан в сфере государственного управления.
Право участвовать в управлении государством непосредственно или через представителей. Конституция Российской Федерации (статья 32) предоставляет гражданам право избирать и выбирать органы государственной власти и местного самоуправления. Это право подкрепляется конституционным принципом равного доступа к государственным услугам, регулируемым Федеральным законом «О государственной службе Российской Федерации» и другими законами и нормативными актами.
Право граждан на сотрудничество, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Публичность, возникающая в связи с реализацией права граждан на сотрудничество, регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и фотографирования регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и фотографировании».
Право на индивидуальные обращения, индивидуальные и коллективные жалобы на государственные органы и органы местного самоуправления. Осуществление этого права регулируется Законом Российской Федерации «О правах и свободах граждан» «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих федеральный закон».
Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, задержание и тюремное заключение разрешаются только по решению суда. Лицо не может быть задержано более чем на 48 часов до вынесения судебного постановления. Эти положения Конституции РФ должны учитываться при применении мер административного принуждения.
Неотъемлемое право на проживание. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающего в нем лица, кроме случаев, установленных федеральным законом или решением суда. Российское законодательство предоставляет полиции, уполномоченным налоговым органам, органам внутренних дел и другим лицам право в определенных случаях проникать в жилище против воли проживающего в нем лица.
Право на передвижение и выбор места жительства или места пребывания. Каждый имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Эти конституционные права обеспечиваются Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации» и Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Право на срочное возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их служащих. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 16) предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления или их служащими.
Конституция РФ предусматривает другие права человека и гражданина, включая важную оговорку о том, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или игнорирование других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Административно-правовые акты предоставляют гражданам Российской Федерации право на изменение фамилии, имени и отчества, на приобретение оружия, на донорство и т.д.
Конституция и законодательство РФ налагают на граждан ряд обязанностей. К числу безусловных обязанностей относятся обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, платить законные налоги и пожертвования, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам, нести военную службу.
Органы исполнительной власти
Орган исполнительной власти можно определить как самостоятельный структурный элемент государственного механизма, действующий в определенной сфере. Он обладает властными, правовыми, материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения исполнительных обязанностей и функций.
В соответствии с федеративным устройством России различают следующие органы власти
- федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные организации); и
- государственные органы исполнительной власти субъектов федерации России (Государственный Совет, Правительство, Кабинет министров, Администрация, мэрии, министерства и т.д.).
Конституция РФ (ст. 77) устанавливает в контексте ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации вопросы совместного ведения Российской Федерации и членов Российской Федерации, федеральных организаций и субъектов федерации. Он представляет собой единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
По территориальному масштабу своей деятельности в Российской Федерации.
- Федеральные органы исполнительной власти (действующие в общегосударственном масштабе), органы
- органы исполнительной власти субъектов РФ (действующие на территории субъекта РФ)
- Территория федерального органа исполнительной власти (действующего на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации)
- территориальные органы, состоящие из исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (действующие на территории субъекта Российской Федерации)
- специализированные органы исполнительной власти (действующие на функциональных территориях, зонах и т.д.).
На основании действующих правовых актов Российской Федерации и ее субъектов можно выделить следующие организационно-правовые формы органов исполнительной власти Адреса, инспекции, отделы, мэрии и т.д.
Государственные услуги Понятие и система государственных услуг в Российской Федерации регулируется федеральным законодательством. 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации».