Закупки в соответствии с нормами Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года, который вступит в силу в 2022 году.
Стоимость: 16800 руб. Подробнее:.
Большая часть всех закупок у крупнейших заказчиков по № 223-ФЗ осуществляется путем прямых закупок (закупки у единственного поставщика). Для этого у заказчиков есть конкретные причины. Например, когда на рынке нет потенциальных исполнителей для замещения конкретной закупки.
Или в силу специфики конкретной деятельности или продукта (закупка товаров, работ или услуг у эксклюзивного производителя. Однако здесь можно сослаться на элементы Директивы об обосновании таких закупок). Знания или навыки поставщика (например, закупки, связанные с обеспечением безопасности) — заказчики осуществляют определенные закупки непосредственно у поставщиков.
Таким образом, Закон 505-ФЗ от 31 декабря 2017 года внес существенные коррективы в Закон 223-ФЗ, но тем самым также уточнил ряд базовых элементов, в том числе порядок заключения контрактов.
Например, с 1 июля 2018 года запрос предложений был ассимилирован в конкурс, аналогично предыдущим конкурсам и аукционам, и теперь включает в себя «запрос цены». Теперь он переименован в «Запрос на тендер». Все эти способы закупок теперь определяются как конкурентные, если не соблюдаются следующие условия пункта 3 статьи 223-ФЗ
‘Конкурсная комиссия — это комиссия, проводимая одновременно при следующих условиях. (1) Информация о Конкурсной комиссии передается заказчиком одним из следующих способов (a) путем размещения в единой информационной системе уведомления о Комиссии по проведению конкурса, которое является общедоступным, с приложением документов Комиссии по проведению конкурса; или
(б) путем направления в Конкурсную комиссию предусмотренного статьей 3.5 настоящего Федерального закона приглашения Конкурсной комиссии с приложением документа Конкурсной комиссии осуществить поставку товаров, выполнение заданий, оказание услуг, оказание услуг или услуг, что является целью деятельности данной комиссии; и 2) обеспечение конкуренции между участниками конкурсной комиссии за право заключения договоров с заказчиками на условиях, предложенных для участия в этой комиссии, и на условиях, предложенных в окончательных заявках участников этой комиссии; и
(3) описание предмета деятельности конкурсной комиссии соответствует требованиям части 6. 1 настоящей статьи.
(Часть 3 в редакции Федерального закона от 31. 12. 2017 N 505-ФЗ)’.
‘Неконкурентные способы комиссии, в том числе поставка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определяются положением о закупке.’
— Процесс считается неконкурентным.
Следует проводить различие между неконкурентными рынками и закупками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Когда некоторые заказчики говорят о закупках у единственного поставщика, они имеют в виду и другие неконкурентные способы поставок. Например, в Росатоме к закупкам у единственного поставщика относятся малый рынок, упрощенный рынок, прямые закупки у единственного поставщика, закупки через конкурентные процессы поставщиков и доходные контракты.
Некоторые из них предполагают своего рода «конкуренцию» (упрощенная комиссия Росатома). Это выражается в том, что выбор поставщиков осуществляется путем направления множества персональных вопросов организациям, специализирующимся на поставках конкретной продукции, и оценки ответов, полученных от этих организаций в соответствии с процедурами, изложенными в положении о закупках.
В Русгидро вышеуказанные поставки (за исключением малых рынков) характеризуются как неконкурентные… Напротив, ГК «Ростех» предлагает неконкурентные методы только у единственного поставщика. Они и многие другие крупные заказчики ввели в свои локальные положения о закупках сопроводительную документацию пропорционально 44-ФЗ.
Однако, несмотря на разные формулировки положений о закупках, суть закупки у единственного поставщика одинакова для всех заказчиков — закупка продукции у данного поставщика (закупка в ситуации) или самим заказчиком — имеется в виду статья 3, п. 3, 223-ФЗ.
На следующей инфографике представлены основные виды поставок монопольных поставщиков крупным заказчикам (использовались следующие положения о закупках заказчиков: Русгидро, Росатом, Госкорпорация).
Как видно, обоснование закупок у единственного поставщика, как правило, можно разделить на две группы.
К первой группе относятся монопольные субъекты и закупки на неконкурентном рынке, а также вторая группа. На практике они состоят из трех подгрупп. Во всех подгруппах обоснование рынка так или иначе связано с решением клиента.
Например, к первой группе (представленной слева) относятся договоры на поставку товара, имеющиеся у конкретного поставщика или конкретных поставщиков (контрагентов), обладающих монопольным правом на товар, или договоры на поставку товара «в сфере естественных монополий «147 , Федеральный закон, или договоры энергоснабжения или объем естественной монополии в соответствии с договором о предоставлении мощности с поставщиком электроэнергии, следует отметить, что часть вышеуказанного обоснования также существует в Законе 44-ФЗ. .
Во втором случае (изображен справа) покупатель создает список сопроводительной документации для закупок у единственного поставщика или подрядчика. Это могут быть небольшие рынки, экстренные закупки или рынки, где срочно требуется конкретный товар. Они также включают самую большую подгруппу подтверждающих документов: те, которые указаны заказчиком в положении о закупках.
В этих случаях заказчик непреднамеренно или по собственной инициативе принимает решение о поставках единственного поставщика на неконкурентной основе, несмотря на существование конкурентного рынка.
В качестве подтверждающей документации по поставке (или другим неконкурентным методам поставки, усвоенным Комиссией единственным поставщиком, таким как Росатом) могут быть приложены следующие документы: анализ цен, включая обоснование выбора, суждение или пояснение конкретных методов поставки в соответствии с местными правилами закупок заказчика в случае — обоснования выбора конкретного поставщика, с которым был заключен контракт — подробная записка с результатами сравнения.
В отношении размещения информации о поставках единственным поставщиком законодатель устанавливает, что с 1 июля 2018 года заказчики обязаны размещать информацию о поставках единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в плане поставок и реестре контрактов. Они также должны размещать иную информацию о проводимых комиссиях, предусмотренную Положением о закупках заказчиков. Однако в то же время заказчики не обязаны размещать в ЕИС с 7 июля 2018 года.
Включаем в план закупок
Часть 5.1 статьи 3 223-ФЗ гласит, что план по определению должен включать досье неконкурентного рынка. Единственными случаями, когда данная процедура не проводится в плане, являются
- Регистрация не включена в план и заказчик имеет право ее не включать
- Существует срочная необходимость в случае аварии, другой физической или техногенной чрезвычайной ситуации, форс-мажора и т.д. (В таких поставках проект регистрируется после проведения процедуры).
В противном случае информация о неконкурентных процессах должна быть включена в план заранее. Приведем пример.
Составляем договор и другие документы
В законе о поставках отдельным видам юридических лиц не указано, нужно ли готовить документы для поставки по 223-ФЗ у единственного поставщика, а значит, не требуется уведомление, планирование контрактов и т.д. Чтобы решить этот вопрос, следуйте правилам Положения.
После проведения антиконкурентной процедуры покупатель заключает любую форму сделки, указанную в Положении, согласно статье 434 ГК РФ.
- в письменной форме, путем составления единого документа (в том числе электронного) или обмена с поставщиком письмами, телеграммами, электронными документами или другими данными в соответствии со статьей 160 (1) Гражданского кодекса
- устно, например, мелкие сделки осуществляются наличными, составляется предварительный отчет и сделка исполняется в момент совершения сделки.
Согласно Гражданскому кодексу, отдельные договоры заключаются только в письменной форме. Например, сделки, связанные с продажей имущества или арендой помещений, заключаются только в форме единого документа, подписанного сторонами.
Сроки расторжения разовых договоров на сумму менее 223-ФЗ не регламентированы, 10-дневная отсрочка не требуется. Заключайте эксклюзивные договоры в сроки, установленные Положением. Укажите срок, на который у вас заключен эксклюзивный договор поручения в соответствии с положением, и учтите требования.
Информация о договоре должна быть включена в ежемесячный отчет и размещена в ЕИС 10 числа месяца, следующего за отчетным. Об этом говорится в статье 4 223-ФЗ.
Вносим сведения в реестр договоров
Статья 2 223-ФЗ и абзац 2 пункта 2 (‘пункта 10 Правил ведения реестра контрактов в соответствии с постановлением Правительства №’ 1132 от 31. 10. 2014 22 3-ФЗ декларирует, должны ли сделки с единственным поставщиком по ФЗ направляться на проверку — да, в течение трех рабочих дней с даты заключения.
В течение трех дней. Дополнительно к договору будут направлены прилагаемые к нему документы.
Ниже приведен пример сделки с единственным поставщиком из реестра
Принимать решение о направлении информации в реестр или нет следует исходя из того, не превышает ли стоимость закупаемых товаров 100 000 рублей или 500 000 рублей для крупных заказчиков, в соответствии с пп. 16 ст. 4 223-ФЗ контракта, если сведения составляют государственную тайну, или не раскрываются ли сведения о процедуре в ЕИС на основании решения правительства, принятого в соответствии со ст.
16 ст. 4 223-ФЗ.
Чем они отличаются?
В прошлом году мы уже писали статью о трудностях, с которыми сталкиваются поставщики, когда им приходится изучать «регламент» своих поставок. Из нее мы сделали вывод, что не всегда можно конкурировать без грамотных юристов. И если в Законе 223 все более-менее понятно, то Закон 44-ФЗ — это настоящая боль, особенно для МСП.
Причина этого очень проста. У «бюджета» более жесткие требования, чем у большинства «частных компаний» к своим поставщикам. И это неудивительно.
Как ни посмотри, не каждый муниципалитет или государственная структура управляет своими собственными деньгами, а «народными» деньгами, если «народные» деньги можно так назвать. В большинстве случаев продавать продукцию или услуги в качестве индивидуальных поставщиков бюджетам или государственным органам невозможно.
Во-первых, даже на «маленьких» рынках они создают конкуренцию.
Во-вторых, даже если поставщик выиграет конкурс, нет уверенности, что он получит свои деньги сразу после подписания закона о завершении работы. Государство с радостью примет деньги, но делает это очень сложно.
Еще одним препятствием для 44-ФЗ является то, что закон предусматривает проведение тендерных торгов только на определенных площадках. Они всем известны (например, Сбербанк-АС, электронные торговые системы, тендеры РТС и т.д.). Индивидуальным предпринимателям не составит труда зарегистрироваться на этих площадках, заплатить за попытку конкурировать, а затем, ничего не получив, прекратить попытки наладить отношения с «госбюджетом».
Гораздо проще иметь дело с крупными, но частными компаниями, ориентированными на наиболее «лояльную» формулировку 223-ФЗ. Она в первую очередь описывает необходимость подачи самого тендера, а не жесткие требования, предъявляемые к участникам.
Сам себе режиссер
Исходя из этого, можно сделать вывод, что продавать органам государственного сектора в качестве уникального поставщика можно, но для этого необходимо иметь «снежную» репутацию и способность ждать оплаты около месяца. Более того, например, для российских железных дорог отсрочка платежа может достигать 180 дней. Какой бизнесмен согласится на это? С другой стороны, другой закон предлагает более реальную возможность доказать свою состоятельность.
Многие организации, предлагающие услуги через официальные платформы, установили порог, при котором они могут обходиться без рассмотрения коммерческих предложений третьих лиц. Большинство компаний предпочитают устанавливать его на уровне 100 000 рублей. Официально на сайте создается заказ, в котором указывается необходимость для клиента приобрести товар у одной компании.
Очевидно, что желающих получить «быстрые» деньги несколько. И действительно, каждый из них отправляет КП представителю заказчика.
Он не публикует эти коммерческие предложения, но имеет право изучить их по своему разумению. Как только решение принято, наиболее удачливый поставщик информируется о намерении купить его. За исключением юридических документов (и то не всегда) и банковской сферы, никакой бюрократии не требуется.
При этом покупатели не ограничиваются 100 рублями, а в исключительных случаях порог увеличивается до 500, 000 или даже миллиона. Мы не беремся определить, законно это или нет. В любом случае, подход к таким случаям может вызвать сомнения у проверяющих органов.
- Мы должны согласиться, что это выглядит немного странно. Кажется, что клиент вел дела с поставщиком, который знает, что лучше, и договорился об этом. На наш взгляд, есть более безопасные способы работы.
Удобнее готовить и соблюдать коммерческие тендерные файлы как неотъемлемую часть процедуры тендера на облачные сервисы 1С. Удобная рабочая среда и интуитивно понятный функционал программы делают ее обязательным атрибутом работы коммерческой организации; сделайте бесплатную пробную версию на 14 дней и оцените все ее преимущества!
Единственный поставщик «на практике», как правило, поставщик конкурса
Нельзя с уверенностью утверждать, что только поставщики заинтересованы в «быстрых» продажах. Очень часто именно сами компании, которые искренне хотят получить необходимый им продукт как можно быстрее, делают шаг вперед и предлагают поставщикам довольно приятную сделку. Тем, кто давно участвует в конкурентной борьбе, хорошо известна проблема «множественных торгов».
Как она выглядит на практике?
Предположим, существует некий организм под названием ЗАО «Тагилнефтепром». Его отделу снабжения срочно требуются сотни ремонтных комплектов для восстановления газопровода. Ранее оно уже делало несколько закупок у двух организаций — ООО «Снабстроймаш» и ООО «Уралтехподдержка».
Продукция последних оказалась качественной и оптимальной по цене. Кроме того, у «Тагилнефтепрома» сложились доверительные отношения и сотрудничество с ними. Диалог между представителями обеих компаний был восстановлен.
‘Расскажите мне об этом. Сколько стоит ремкомплект для восстановления газопровода?
— Посмотреть… Ну… Вам ведь нужны запасные части, не так ли?
— Ну, учитывая, что вы сделали у нас хорошую покупку в прошлом году, мы можем предложить вам 56 000 рублей. Сколько вам нужно?
‘Нам нужно 230 комплектов, которые должны быть поставлены в течение четырех месяцев.
— Примерно половина этого объема есть на складе. Остальное будет поставлено через несколько месяцев. Вы согласны?
‘Да, мы хотели бы купить у вас. Наши конкуренты предлагают гораздо более высокие цены. Дело в том, что мы конкурируем открыто, но мы хотим сотрудничать с вами». Еще предложения от других компаний по чуть более высоким ценам? Примерно через месяц мы выиграем эту конкуренцию».
— Да, конечно, мы это сделаем, ждите через неделю.
Это довольно популярный способ обойти требование 223-ФЗ, чтобы запустить «систему», в которой сам клиент не совсем честен. Такой способ не является редкостью. Отчасти его существование и широкое распространение можно объяснить тем, что между двумя компаниями сложились очень «теплые» отношения.
Также это может быть связано с тем, что заказчики не хотят «иметь дело» с конкурентными процедурами, изучением предложений и соблюдением заявленных продуктов в заявленные сроки. Поставщикам это выгодно, так как официально объявленный конкурс оказывается на рынке теми же уникальными поставщиками.
27% всех товаров в России производятся одним поставщиком. Не подсчитывая аукцион, который составляет 56%, можно сделать вывод, что в среднем предельный объем конкурса составляет до 100, 000 рублей в среднем.