- 1.1. Цели закона
- 2. Установленные запреты
- 3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2024
- 4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов
- 4.1. Алгоритм
- 4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2024
- 5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года
- Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?
- Условия
- Какие ЗУ подлежат сдаче под сельское хозяйство?
- Ведение деятельности
- Сроки действия договора
- Сколько стоит пользование?
- Как арендовать ЗУ?
- У частного лица
- У государства или муниципалитета
- Возможна ли субаренда?
- Нюансы составления договора
- Можно ли выкупить?
- Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов
- Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов
- Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов
- Участок образован в результате раздела земли, предоставленной садоводческому или несельскохозяйственному кооперативу.
- На участке имеется здание, сооружение или объект строительства, принадлежащие гражданину, юридическому лицу или муниципальному образованию
- Участки не могут быть изъяты из продажи или ограничений и отчуждены с правой стороны, указанной в заявлении.
- Участки предназначены для муниципальных нужд
- участок находится в границах территории, на которой расторгнут договор о развитии структурированной территории с другой организацией
- Участок находится в границах территории, по которой заключен договор о комплексном освоении территории с другим субъектом Альтернативно, участок имеет форму участка, по которому было заключено такое соглашение с другим субъектом
- Участок выставлен на аукцион, и извещение уже опубликовано
- Объявлен аукцион на участок или право его аренды
- Опубликовано объявление о предоставлении участка для жилой застройки, среднего сельского хозяйства, садоводства или КФКФ
- Разрешенное использование участка не соответствует целям, указанным в заявлении
- Участки находятся в границах зоны с особыми условиями использования почвы. Принятые ограничения препятствуют использованию участка в соответствии с заявленной целью
- Участок не включен в утвержденный правительством перечень земель и не используется временно для нужд обороны и безопасности Заявитель запрашивает участок из своего справочника (часть 2 статьи 10, пункт 39.10 Земельного кодекса)
- участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документами по планировке территории
- Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственными программами — федеральными или региональными
- Участок не разрешено использовать на правах заявленного вида
- Разрешенное использование участка не определено
- Участок не отнесен к определенной категории земель
- Предоставление участка было ранее согласовано и срок действия решения не истек
- Участок изымается в связи с муниципальными нуждами Цель, указанная в заявлении об уступке участка, не соответствует цели, для которой участок был изъят
- границы участка нуждаются в четком определении
- площадь участка превышает более чем на 10% площадь, указанную в схеме планирования, плане земельного участка или проектном документе на лесной участок, на котором образован участок
- участок включен в перечень объектов недвижимости местных органов власти, предлагаемых для развития МСП.
- + Новый с 1 марта 2024 года.
- Площадь земли, указанная в предоставленной заявке на землю или регион, не соответствует максимальному размеру участков, предоставляемых для индивидуальной частной сельскохозяйственной эксплуатационной деятельности, как определено в законе субъекта федерации. Российская Федерация.
- Участки уже разрешены на основании предыдущих заявок
- Будете по-новому определять земельные доли
- Примечание: Что изменится с 1 марта 2025 года?
- Аренда и сервитут: применение стандартов бухучета
- ФСБУ 25/2018 и земли для геологоразведки
- Бухгалтерская первичка и учет
- Амортизация
В июле 2022 года был издан федеральный закон выпущен значительно упрощающий механизм предоставления в аренду фермерам государственных муниципальных земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316 фз).
Принята серия государственных законов:
- Федеральный земельный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О продаже земель сельскохозяйственного назначения» (без 101-ФЗ от 24 июля 2002 года)
- Федеральный закон «О государственном учете объектов недвижимости» (без 218-ФЗ от 13 июля 2015 года).
Внесены необходимые изменения. Они обновляются по мере вступления в силу их «материнской» части.
Согласно положениям вышедшего закона, с 1 марта 2024 года отечественные фермеры (граждане и фермерские хозяйства) могут приобретать государственные и муниципальные земли сельскохозяйственного назначения
- на условиях бесспорной аренды.
- на срок до пяти лет.
- на срок до пяти лет с возможностью неоднократного продления договоров аренды земельных участков:.
- Закон отменил правило, требующее внесения авансового платежа за предоставление права аренды участка.
- Аренда участков может быть продлена
- Арендаторы имеют право подписать договор аренды на новый срок без аукциона — фермеры могут продолжать работать на приобретенной земле после пятилетнего срока аренды
- Закон отменил правило, требующее внесения авансового платежа за предоставление права аренды участка.
- Независимо от того, какая земля уже имеется в наличии
- Арендатор имеет право выкупить арендованную землю в будущем на приоритетной основе
- не доказывая, что гражданин или агропредприятие не владеет землей по причинам иного состава субъекта Российской Федерации.
1.1. Цели закона
Правительство считает, что основными целями закона являются
- Значительно увеличить производство сельскохозяйственных фермерских и личных подсобных хозяйств
- оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных в годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленных комплексов (АПК)
- Развитие местной агроэкономики
- Отказ от практики «традиционных» торгов на сельскохозяйственные земли, когда подходящие люди выигрывают и строят квартиры, которые затем продаются на ферме, а не на заброшенной земле
- Предотвращение «серых» сделок и систем, когда фермерские хозяйства могут покупать землю у фермеров через третьих лиц.
Принятия этого закона фермеры добивались и ожидали в течение нескольких лет. Они стремились получить возможность приобретать дополнительные земли для расширения фермерского хозяйства без аукционов/торгов. Их усилия в значительной степени объясняются размером «развернувшегося льда».
- С 1 марта 2024 года сельскохозяйственные земли станут более доступными по цене
- Чтобы получить ее без конкурса, горожанам и сельским хозяйствам больше не придется преодолевать бюрократические проблемы, чтобы доказать, что у них нет земли в других районах.
Закон позволяет мелким фермерам приобретать землю по упрощенной процедуре.
- Без конкуренции со стороны более крупных сельскохозяйственных производителей, чьи фермы часто терпят убытки
- Без риска потерять арендованную землю после сделанных инвестиций — фермер может сохранить землю навсегда.
2. Установленные запреты
Новые правила аренды сельскохозяйственных земель без конкуренции установили принципы работы с ними. Закон № 316-ФЗ ввел дополнительные положения и изменения
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН:.
- Статья 22 заменяется и дополняется соответствующими изменениями
- Статья 9 дополнена пунктом 9
- Статья 10 дополнена пунктом 8
- Появляется статья 10(1).
Закон № 316-ФЗ вводит дополнительные ограничения прав нанимателей муниципальных участков в виде запретов
- на изменение целевого использования участка:.
- утрачивается возможность строительства жилых комплексов.
- На передачу:.
- Передача участков третьим лицам (включая аренду)
- Право сдачи участков в аренду
- Налогообложение земли AS: взносы в коллективное законодательство
- Вклад в финансовые компании или законодательство о компаниях
- Совместные производственные кооперативы.
Наложение запретов гарантирует главную идею закона, а именно немедленное использование земли для сельскохозяйственного производства.
3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2024
Эти запреты расширяют обязанности муниципалитетов и государственных служащих.
Новые обязательства должны быть применены до 1 марта 2024 года.
- Осуждение договоров аренды.
- Изъять сельскохозяйственные земли из институционализированных фондов
- Возвращать сельскохозяйственные земли из производственных кооперативов.
Принцип контроля над землей должен
- Изменить муниципальное законодательство (DDS) о распределении сельскохозяйственных земель
- С 01. 03. 2024 года ОМС должны соблюдать новые правила распределения сельскохозяйственных земель
4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов
4.1. Алгоритм
Должны предоставлять участки сельскохозяйственных земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности
- гражданам.
- в (частной) эксплуатации сельской местности для осуществления своей деятельности.
Гражданину, занимающемуся сельским (или сельскохозяйственным) бизнесом, земельный участок должен быть предоставлен в порядке, определенном Земельным кодексом.
- Земельный кодекс РФ (ст. 39. 18), 316-ФЗ, с учетом реквизитов, предусмотренных законом.
- Закон, определяющий максимальные размеры участков:.
- Федеральный закон «О переводе земель сельскохозяйственного назначения» № 10 1-ФЗ от 24. 07. 2002) — ст.
- Федеральный закон «О сельском хозяйстве в отношении сельского (частного) хозяйства» № 74 от 11. 06. 2003 — ст. 12 (пункт 6. 1 и пункт 7).
- Законы Российской Федерации — напр.
- Закон № 118 ирбис Ленинградской области Закон № 2015 от 13. 11. 115
- Республики Сака (Якутия) № 888-З № 673-IV от 15. 12. 2010:.
- Статья 16. сейлих для ведения личного подсобного хозяйства и сдачи в аренду без проведения конкурсов сельскохозяйственных концессий участков из земель сельскохозяйственного назначения.
- Статья 24. Выделение земли для удаленного или кочевого сельского хозяйства
- Статья 29. максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий.
- Статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры участков или муниципалитетов, предоставляемых в сельском (сельскохозяйственном) хозяйстве для осуществления его деятельности
- Закон Московской области № 252/2017-оз от 27. 12. 2017 г.
- Закон Сербинского района «О территориальных отношениях» № 154-ЗО от 31 марта 2015 года: 154.
- Статья 5.5. предельные (минимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в областной или муниципальной собственности, предоставляются сельским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности
Предоставление участков осуществляется соответствующим органом аккредитации в зависимости от того, принадлежит ли участок государству или муниципалитету
- или исполнительным органом государственной власти
- Местные органы власти (ОТА)
Чтобы приобрести землю в аренду, заявитель должен подать соответствующее заявление (Земельный кодекс, § 39.18, п. 1).
- Заявления о предполагаемых концессиях гражданских или сельских (сельскохозяйственных) предприятий
- Заявление о выделении земли фермерскому (сельскохозяйственному) предприятию для осуществления его деятельности.
Заявления о предоставлении участков рассматриваются в порядке поступления. В течение 30 дней после регистрации заявления аккредитационный орган принимает одно из следующих решений
- Предоставить участок в аренду на срок до пяти лет
- Заключить договор аренды
- Отказать в предоставлении — установив причины.
Закон № 316-ФЗ разъясняет, что заявителю на получение земли сельскохозяйственного назначения может быть отказано по причинам, указанным в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, а также при наличии одного из двух дополнительных оснований, установленных законом. :.
- несоблюдение предельных размеров участков, предоставляемых сельской (сельскохозяйственной) организации для осуществления ее деятельности, установленных законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- площадь участка, указанная в заявлении
- площадь участков, предоставленных гражданам или сельским предприятиям для осуществления их деятельности, с учетом заговоров, указанных в заявлении.
- испрашиваемый КУ уже был предоставлен другому лицу (гражданину или сельскому хозяйству) в рамках того же заявления
4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2024
- С заявлением о выделении данного участка обратились лица, не имеющие права на приобретение земли без проведения аукциона в соответствии с Законом о земле
- Участки уже предоставлены на праве
- Постоянного (бессрочного) пользования
- Бесплатное пользование
- Пожизненное генетическое занятие (ип)
- Занятие
- Участки, полученные в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
- На участках имеются объекты, принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципалитетам.
- Здания
- Здание
- Действующие.
- Участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его положения не разрешены правом аренды, указанным в заявлении
- Участок предназначен для нужд местного органа власти
- Участок находится в границах территории, где другие лица подписали соглашение о развитии структурированной территории
- Участок должен быть
- Находится в границах территории, на которой расторгнут договор с другим лицом о ее комплексном освоении
- Он сформирован конспирацией, где с другими лицами заключены соглашения о комплексном освоении территории, включая земельные участки
- Участки были выставлены на аукцион, и извещение уже опубликовано
- Подана заявка на испрашиваемые участки:.
- На проведение аукциона по продаже участка
- На право аренды участка
- В отношении участков, указанных в заявлении, было опубликовано и сделано общедоступным заявление
- Для жилой застройки
- Участки для индивидуальной сельскохозяйственной эксплуатации
- Для ведения гражданами личного садоводства для своих нужд
- Для осуществления сельскохозяйственной (сельской) хозяйственной деятельности
- Запрашиваемый участок ОАЭ не соответствует целям, указанным в заявлении
- Участок находится в зоне особых условий землепользования, но ограничения, наложенные на участок, не позволяют использовать его в соответствии с заявленными целями
- Участок не включен в перечень участков, предназначенных для нужд обороны и безопасности, и временно не используется для конкретной нужды, но заявитель просит предоставить участок из этого перечня (статья 39. 10. 2 подрегиона 10, Закон о земле).
- Согласно документу территориального планирования и документу территориального планирования, участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
- Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
- Участки не допускаются с заявленной формулой аренды
- Не указан вид разрешенного использования испрашиваемого участка (ЗУ)
- Участки не отнесены к определенной категории земель
- Предоставление участка было ранее согласовано, но срок действия решения не истек и заявление о предоставлении данного участка подано не тем лицом, на которое указано в решении о предыдущем согласовании
- участок был получен для нужд органа местного самоуправления, но цель предоставления участка, указанная в заявлении, не соответствует цели, для которой он был получен
- Границы участков должны быть четко определены
- площадь участка превышает установленную более чем на 10
- На плане расположения земельного участка
- На плане планировки
- В документах на лесные участки, на основании которых был сформирован участок
- Участок включен в перечень объектов недвижимости органов местного самоуправления, предлагаемых для развития МСП
- Основание, предусмотренное законом 316-ФЗ:.
- Площадь участка, указанная в заявлении, или площадь участка не соответствует максимальному размеру участка, который положен индивидуальному предпринимателю, определенному в законе о компонентах российских федеральных учреждений.
- Участки уже были предоставлены на основании предыдущего заявления
5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года
Закон № 31 6-ФЗ ввел новые положения о расчете размера долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах. Они пропечатаны в изменениях, адаптациях и дополнениях к статье Закона №.
- (No. 10 1-FZ) — Статья 15:.
- Изменения, касающиеся пункта 2.
- Появляется дополнительный пункт 2.1
- ‘Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости’ (№ 218-ФЗ)
- Дополнить часть 10 статьей 38.
- Соответствующие замены в части 9 статьи 47. 1
Указанные положения применяются, если общее собрание участников общей собственности на доли, проведенное до 1 марта 2025 года, не примет решение, утверждающее расчет размера долей. Простая общая долевая собственность.
Орган местного самоуправления, муниципалитет или муниципальный район, на территории которого находится участок в общей собственности в населенном пункте, обязан до 01. 03. 2025 года.
Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?
Понятие и интеграция земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье, земли сельскохозяйственного назначения находятся вне населенного пункта и предоставляются для нужд сельского хозяйства.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся.
- Земли сельскохозяйственного назначения (пашня, сенокос, пастбища, сады, виноградники и т.д.)
- территории, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от проселочных дорог, коммуникаций и негативных внешних воздействий; и
- Водные объекты, в том числе озера, образованные водопадами и используемые для аквакультуры озер
- здания, сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Данные виды земель могут находиться в обороте и должны использоваться непосредственно по целевому назначению.
Узнайте больше о процессе расторжения и урегулирования договоров аренды участков.
Условия
Какие ЗУ подлежат сдаче под сельское хозяйство?
Участки с ранее учтенными земельными участками, включая участки в общей долевой собственности, могут быть переданы для сельскохозяйственного использования («О продаже земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон № 9).
Важно. Не все категории земель могут быть переданы в аренду. Например, парковые и приусадебные участки, а также объекты государственного значения (военные объекты и участки като) не могут быть переданы в аренду.
Ведение деятельности
Земли сельскохозяйственного назначения предназначены для следующих видов деятельности
- Овощеводство,.
- Животноводство,.
- Сельскохозяйственное животноводство
- Сельское хозяйство и производство сопутствующих продуктов,.
- Возделывание частной собственности,.
- Организации СНТ и ДНТ.
Вид деятельности, который будет осуществляться на арендованной земле, должен быть определен в договоре аренды. В случае нецелевого использования арендованной земли статья 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафов.
Сроки действия договора
Статья 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает сроки, на которые должно приходиться действие договора.
- Минимальный — 3 года,.
- максимальный — 49 лет.
Если стороны подписывают договор, в котором не указан срок аренды, то такой договор считается бессрочным, но действует в рамках разрешенного законом срока. Другими словами, он не превышает 49 лет, но и не 3 года.
Это соглашение может быть продлено по инициативе сегодняшнего арендатора, который имеет приоритетное право в этом вопросе.
См.: арендаторы могут попросить арендатора предоставить им это право. Договоры аренды земельных или муниципальных участков могут быть заключены на срок менее трех лет, если участок используется для выпаса скота или заготовки сена.
Сколько стоит пользование?
Платежи за арендуемые участки сильно различаются в разных штатах и у разных лиц. Штаты определяют размер компенсации на основе таких факторов, как местоположение, целевое использование и градостроительное планирование участка.
Некоторые частные лица учитывают такие факторы, как спрос на землю, информационные коммуникации и личные интересы. Существуют подземные рыночные и нормативные арендные стоимости, каждая из которых рассчитывается по своим правилам.
- Нормативная стоимость определяется государственными и местными органами власти. Она рассчитывается на основе целевого использования земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка или других изменений.
- Стоимость земли — при расчете учитываются данные о протяженности земли, границах, планировке, участках, зданиях, инфраструктуре, рельефе, посевах и коммуникациях по топографическим характеристикам (о регламентном расчете аренды земли от кадастровой стоимости читайте здесь).
- Рыночная стоимость — за основу расчета берется стоимость земли. На конечную стоимость влияют спрос и предложение.
Сумма, выплачиваемая за использование земли, рассчитывается самими владельцами. Годовая арендная плата зависит от подземной (рыночной) стоимости и обычно составляет от 0,6 до 1,5%.
Как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависят цены, вы можете прочитать здесь.
В договоре аренды должен быть установлен размер арендной платы и один из режимов ее перечисления.
- Арендатор ежемесячно или ежеквартально перечисляет арендную плату на определенный банковский счет до 15-го числа первого квартала.
- Арендатор перечисляет ежемесячную или ежеквартальную арендную плату наличными до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца.
Для долгосрочно арендуемых сельскохозяйственных земель арендная плата может взиматься в форме
- Платежа, из
- доли продукции, полученной в результате использования земли; и
- передачи имущества в собственность; и
- конкретных услуг со стороны арендатора; и
- расходов на улучшение арендованной земли.
Как арендовать ЗУ?
У частного лица
Процедура составления договора аренды для частной компании относительно проще, чем для государства или муниципалитета. Это связано с тем, что стороны сами определяют большинство условий.
Целью аренды часто является совместное использование, т.е. определенная доля земли, принадлежащая большему числу владельцев. В таких случаях собственность должна иметь строго определенные границы. Участок должен быть огорожен владельцем, и участок должен быть измерен.
Затем участок регистрируется в земельном кадастре и может быть использован как полноценный объект аренды. Найти землю, пригодную для сдачи в аренду, можно несколькими способами.
- Обратиться в местные органы власти для получения информации о свободных участках и
- обращение в МФЦ для получения декларации о собственности на землю; и
- выбрать участки из тех, что выставлены на торги, и
- найти свободные участки на Карте государственных земель Росреестра.
Аренда земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основании документально подтвержденных заявок через аукцион. Процесс получения участка выглядит следующим образом
- Заинтересованные лица подают письменное или электронное заявление о предоставлении участка в орган государственной власти или местный орган исполнительной власти.
- Заявитель производит оплату работ по ведению земельного кадастра и обращается в органы кадастра для государственной регистрации земли.
- В течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта объекта административный орган принимает решение о передаче арендуемого участка на торгах (аукционе, конкурсе).
- В зависимости от результатов аукциона победитель торгов приобретает право аренды выставленного на аукцион объекта и заключает договор с собственником.
Сделка оформляется в соответствии с Общим положением на основании заключенного между сторонами договора и регистрируется в Федеральном реестре юридических лиц. Арендатор получает право пользования предоставленным земельным участком на срок и для целей, указанных в договоре аренды.
У государства или муниципалитета
Аренда земли у государственных или местных органов власти является наиболее выгодным вариантом, так как ее цена всегда ниже рыночной. Это также очень безопасная сделка, поскольку исключается возможность «двойной аренды» или продажи.
Чтобы арендовать землю у государства или муниципалитета, заинтересованные лица должны обратиться в исполнительный орган муниципалитета и подать заявление об аренде земли для сельскохозяйственных целей.
Процедура аренды государственного участка выглядит следующим образом
- Выбирается земля без строений в соответствии с административной топографической картой и устанавливается наличие права собственности.
- Если наличие права собственности не подтверждено, принимается решение о проведении открытого конкурса.
- Организатор публикует объявление о конкурсе, в котором указываются характеристики участка. Если участком интересуется достаточное количество людей, организуется аукцион.
- Победитель аукциона получает право на аренду участка.
- Если на аукцион явился только один участник, он признается арендатором и получает всю документацию в Земельном управлении после уплаты государственной пошлины.
- Письменный договор на аренду земли у государства должен быть зарегистрирован в отделении Росреестра по месту жительства.
См. также Договор подписывается в течение одной недели после принятия решения об аренде участка.
Возможна ли субаренда?
Субаренда участка — это имущественная сделка, при которой право пользования участком переходит к другому лицу (ст. 615 Гражданского кодекса РФ). В сделке участвует арендатор, который передает свои права на участок субарендатору.
Процедура требует согласия арендодателя. Субаренда очень распространена в финансовой практике и используется для получения прибыли за счет разницы между платежом субарендатора и скидкой владельцу недвижимости.
Субаренда обычно инициируется арендатором, который повторно сдает участок земли в аренду другому физическому или юридическому лицу (о том, как составить договор аренды земли между физическими лицами или предпринимателями, читайте здесь). Для оформления субаренды необходимы следующие документы
- договор аренды; и
- документ, подтверждающий назначение участка; и
- свидетельство о регистрации договора аренды, а также
- согласие собственника на сделку с субарендатором.
Договоры субаренды заключаются на срок, не превышающий срок действия основного договора аренды, на условиях, предварительно утвержденных в основном договоре аренды.
Нюансы составления договора
Договор аренды всегда должен отражать индивидуальные условия конкретной сделки, соответствующие законным интересам каждой из сторон. В договорах аренды сельскохозяйственных земель есть свои нюансы. Например, договор аренды не может изменять вид разрешенного использования участка земли.
Такое изменение воспринимается как самовольное и влечет за собой административную ответственность. Например, если земля арендуется под животноводство, на ней нельзя строить дом, даже если договор предусматривает такое право.
Можно ли выкупить?
Сельскохозяйственные товарищества и владельцы сельхозугодий имеют право приобрести муниципальные участки, предоставленные в счет их доли земли, без участия в аукционе.
Для этого достаточно подать заявление в организацию местного самоуправления о заключении договора купли-продажи или аренды в течение шести месяцев с момента регистрации права собственности на участок. Стоимость участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.
Заявление должно быть подано до истечения срока действия ранее заключенного договора. Право первоочередного выкупа сельскохозяйственных земель имеют
- Сельскохозяйственные организации и собственники сельскохозяйственных угодий, использующие эти земли на постоянной основе или имеющие пожизненное наследуемое владение.
- Муниципальные образования или другие субъекты РФ, которые получают бесплатные участки. В этом случае государство обязано приобрести землю по цене, определенной продавцом.
Аренда земли — это идеальная возможность для предпринимателей осуществлять экономическую деятельность, не владея недвижимостью. Этот вид гражданско-правовых отношений очень распространен и регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и другими законами и нормативными актами.
Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов
Документ Федеральный закон № 316-ФЗ от 14 июля 2022 года вносит изменения в положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «О переводе земель сельскохозяйственного назначения» и № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
С 1 января 2024 года будут введены новые ограничения для мелких собственников на муниципальных сельскохозяйственных землях (пункт 9 статьи 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор подписывает договор без торгов, то в течение срока действия договора он не имеет следующих прав
- сдавать арендованный земельный участок в субаренду; и
- передавать права и обязанности, вытекающие из договора аренды, третьему лицу
- закладывать право аренды арендованной земли, и
- вносить арендованное имущество в качестве вклада в уставный капитал финансовой компании или
- использовать арендованную землю в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Новый запрет гарантирует, что земля будет использоваться непосредственно для сельскохозяйственного производства: к 1 января 2024 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести свои сельскохозяйственные земли из паевого капитала и вернуть их кооперативу. Местные органы управления земельными ресурсами также должны следить за тем, чтобы арендаторы соблюдали новые запреты.
В настоящее время Гражданский кодекс допускает, с согласия арендодателя, сдачу арендованного имущества в субаренду и передачу прав и обязанностей, вытекающих из договора, другому лицу. Они также могут закладывать свои права по договору аренды и вносить их в качестве вклада в кадровое и предпринимательское право или в качестве пая в производственный кооператив (статья 615 Гражданского кодекса). Закон о земле предоставляет муниципалитетам право предлагать землю по упрощенной процедуре.
В этом случае арендодатель не обязан соглашаться — достаточно уведомить арендодателя, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: работники, являющиеся резидентами экономической зоны (ст. 22.5 Земельного кодекса).
Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов
В 2015 году Федеральный закон № 74-ФЗ от 6 ноября 2003 года исключил право органов власти предоставлять участки коллективным хозяйствам без аукциона. В результате этим хозяйствам было сложно приобрести землю, так как им приходилось конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями; с 1 января эта проблема будет решена: организации МСУ смогут предоставлять участки из сельскохозяйственных зон для сельскохозяйственного производства в аренду без аукциона индивидуальным частным хозяйствам и гражданам из земель сельскохозяйственного назначения имеют право арендовать участки (ст. 10.1 Земельного кодекса).
Договоры аренды могут заключаться на срок до пяти лет. В настоящее время можно арендовать участки для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Производство сена, выпас сельскохозяйственных животных, садоводство — на 3 года.
Для того чтобы в следующем году приобрести землю без конкурса, гражданам и фермерским хозяйствам не нужно доказывать, что у них нет земли в других районах. Заявления на получение земли рассматриваются в порядке их поступления. После предоставления земельного участка арендатор не имеет права изменить его целевое назначение.
Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов
Причины для отказа в предоставлении участка неконкурентной сельскохозяйственной земли изложены в разделе 39.16 Закона о земле; с 1 марта 2024 года будут добавлены еще две причины: земля не выделена в качестве участка земли, и земля не выделена арендатором в качестве участка земли, и арендатор не имеет права изменить ее назначение. Ознакомьтесь с обновленным справочником.
Причины отказа в предоставлении участков до 1 марта 2024 года
Участок образован в результате раздела земли, предоставленной садоводческому или несельскохозяйственному кооперативу.
На участке имеется здание, сооружение или объект строительства, принадлежащие гражданину, юридическому лицу или муниципальному образованию
Участки не могут быть изъяты из продажи или ограничений и отчуждены с правой стороны, указанной в заявлении.
Участки предназначены для муниципальных нужд
участок находится в границах территории, на которой расторгнут договор о развитии структурированной территории с другой организацией
Участок находится в границах территории, по которой заключен договор о комплексном освоении территории с другим субъектом Альтернативно, участок имеет форму участка, по которому было заключено такое соглашение с другим субъектом
Участок выставлен на аукцион, и извещение уже опубликовано
Объявлен аукцион на участок или право его аренды
Опубликовано объявление о предоставлении участка для жилой застройки, среднего сельского хозяйства, садоводства или КФКФ
Разрешенное использование участка не соответствует целям, указанным в заявлении
Участки находятся в границах зоны с особыми условиями использования почвы. Принятые ограничения препятствуют использованию участка в соответствии с заявленной целью
Участок не включен в утвержденный правительством перечень земель и не используется временно для нужд обороны и безопасности Заявитель запрашивает участок из своего справочника (часть 2 статьи 10, пункт 39.10 Земельного кодекса)
участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с документами территориального планирования и документами по планировке территории
Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственными программами — федеральными или региональными
Участок не разрешено использовать на правах заявленного вида
Разрешенное использование участка не определено
Участок не отнесен к определенной категории земель
Предоставление участка было ранее согласовано и срок действия решения не истек
Участок изымается в связи с муниципальными нуждами Цель, указанная в заявлении об уступке участка, не соответствует цели, для которой участок был изъят
границы участка нуждаются в четком определении
площадь участка превышает более чем на 10% площадь, указанную в схеме планирования, плане земельного участка или проектном документе на лесной участок, на котором образован участок
участок включен в перечень объектов недвижимости местных органов власти, предлагаемых для развития МСП.
+ Новый с 1 марта 2024 года.
Площадь земли, указанная в предоставленной заявке на землю или регион, не соответствует максимальному размеру участков, предоставляемых для индивидуальной частной сельскохозяйственной эксплуатационной деятельности, как определено в законе субъекта федерации. Российская Федерация.
Участки уже разрешены на основании предыдущих заявок
Будете по-новому определять земельные доли
С 1 марта 2024 года региональные власти должны будут определять земельные доли, предоставляемые из земель сельскохозяйственного назначения, в виде простых нормальных долей, гектаров или баллонов. В настоящее время при определении размера долей используются местные ставки, которые выражаются в гектарах или баллах различных сельскохозяйственных угодий.
Новый процесс упростит распределение паев. Легче будет принимать решения о подсчете голосов на общем собрании акционеров и рассчитывать земельный налог, который должны платить паи.
Примечание: Что изменится с 1 марта 2025 года?
С 1 марта 2025 года правила органов МСУ для поселений, городов и городских квартир изменятся. Они должны будут переводить размеры земельных долей, выраженные в гектарах или сферических гектарах, в простые правильные дроби. Например, если участники общей совместной собственности на сельскохозяйственные земли не сделали этого ранее, то орган МСУ должен утвердить результат своего решения о размере долей в общей собственности на участок.
Затем необходимо подать заявление о регистрации нового элемента в Едином государственном реестре юридических лиц.
Артем Климов, глава фермерского хозяйства «Серафим», член собрания местных властей.
Аренда и сервитут: применение стандартов бухучета
25/2018 Учет аренды у арендаторов, арендодателей и арендодателей 25/ применяется, когда объекты передаются во временное пользование, то есть в случае большинства общих договоров аренды и субаренды. Статус договаривающихся сторон и правовая форма договора несущественны; DLP 25/2018 применяется к государствам, торговым организациям, SA, OE, EU и LTD; в LTD критерии не применяются к использованию и аренде подземных помещений. Применимое законодательство требует, чтобы они несли ответственность в соответствии с FSA организации государственного сектора.
Понять, чем отличается использование аренды. Аренда предоставляет арендаторам очень широкие права. Напротив, пользование ограничивает их.
Аренда (ст. 606 ГК РФ) разрешает застройку земельных пластов, их улучшение, внесение арендных прав в уставный капитал организации, их оговор и строительство на земле. Все действия осуществляются с согласия арендодателя.
Земля может быть выкуплена, если это предусмотрено договором аренды. Рабство исключает суверинитет, ипотеку и продажу. Ограничения на использование имущества содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.
274, 275).
ФСБУ 25/2018 и земли для геологоразведки
Этот критерий не применяется к земле, арендованной или выставленной для проведения исследований. Это правило применяется ко всем сторонам договора. Если арендатор по основному договору не осуществляет данную деятельность, а передает землю исследовательской компании, то стандарт учета не распространяется на все места: арендодателя, арендатора и арендатора.
Нередко бывает, что часть участка отвоевывается. Если арендодатель участвует в разведке, а арендатор — нет, договор считается комбинированным; DLP 25/2018 не применяется к бухгалтерскому учету для работы с землей. Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке и просто использует свои стандартные правила и положения.
Как вы учитываете аренду и принятие участков для исследований Используйте МСФО 16. < pan> стандарт не применяется к земле, сданной в аренду или выставленной для исследований. Правила применяются ко всем сторонам договора.
Если арендатор по основному договору не осуществляет эту деятельность, а передает землю исследовательской компании, то стандарт учета не применяется ко всем сторонам: арендодателю, арендатору и арендатору. Нередко бывает, что часть участка отвоевывается. Если арендодатель участвует в разведке, а арендатор — нет, договор считается комбинированным; DLP 25/2018 не применяется к бухгалтерскому учету для работы с землей.
Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке и просто использует свои стандартные правила и положения. Как учитывать аренду и принятие участков для исследований, используя МСФО 16? Стандарт не применяется к земле, арендованной или покрытой для проведения исследований. Правила применяются ко всем сторонам договора.
Если арендатор по основному договору не осуществляет эту деятельность, а передает землю исследовательской компании, стандарт учета не применяется ко всем сторонам: арендодателю, арендатору и арендатору. Нередко бывает, что часть участка отвоевывается. Если арендодатель участвует в разведке, а арендатор — нет, договор считается комбинированным; DLP 25/2018 не применяется к бухгалтерскому учету для работы с землей.
Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке и просто использует свои стандартные правила и положения. Как бы вы учитывали аренду и принятие участков для исследований, используя МСФО 16?
Бухгалтерская первичка и учет
Основная документация по аренде земли одинакова для арендатора и арендодателя. Сделка подтверждается договором с актом приема-передачи земли. Оплата подтверждается банковской документацией.
Ежемесячная регистрация затрат на счетах арендатора основывается на бухгалтерском статусе или услуге аренды. Важно: подтверждающие документы должны содержать реквизиты договора аренды (Федеральный закон № 601 от 6. 12.
2011). Договоры лизинга могут относиться к общему или упрощенному учету. Начните с последнего.
При отсутствии сублизинга, возмещения и хотя бы одного из требований статьи 11 ПА 25/2018 применяется метод. Арендная плата включается в текущие расходы. Земля, арендованная для того же использования, признается в балансе по условной стоимости.
Стоимость не указана в договоре? Попросите арендодателя прислать вам бухгалтерский отчет с соответствующей информацией. Земля также может быть привлечена к ответственности по ее подземной стоимости. Это должно быть предусмотрено в договоре.
-о ф-лайн учет участка на балансе отражается регистрацией ДТ 001. Расходы по аренде оплачиваются по-разному и зависят от цели использования арендованной земли. Если имущество производится для одного и того же использования, то в первоначальную стоимость имущества включается арендная плата и резервные затраты (договор аренды).
Это фиксируется регистрацией DT 08 KT 76 (60). Если участок арендуется для целей другого лица путем строительства, регистр бухгалтерского учета дебетует счета 20, 23, 25, 26, 29 и 91-2 и кредитует счет 60 (76). Если арендатор выкупает участок по истечении срока аренды, то применяются новые стандарты бухгалтерского учета и рыночного учета: ФСБ 5/2020, ФСБ 6/2020 и ФСБ 26/2020.
Амортизация
В большинстве случаев имущество в виде права пользования (линия) при аренде земли амортизируется в течение срока аренды. Если используется актив работника, вкладка не амортизируется, если этот актив такой же, как и использование земли самим арендатором. То же самое относится к аренде в инвестиционных целях.
ВАЖНО: Арендаторы должны применять единую учетную политику в отношении СИЗ. Это относится к аренде земли и других аналогичных активов; такое требование установлено DLP 25/2018. Если аналогичные используемые активы не амортизируются, право пользования арендованной землей не амортизируется.
Если земля признается в качестве инвестиции в имущество, ППА корректируется на каждую отчетную дату вместе с инвестицией в имущество. Корректировки и сверки включаются в финансовый результат (IAS 6/2020).Амортизация PPA является обязательной, если арендованный актив используется по своему прямому назначению, например, при строительстве производственного здания или выращивании сельскохозяйственных культур. Однако стандарты бухгалтерского учета не определяют механизм возмещения стоимости ИМП; даже в МСФО 16 есть отдельные правила на этот счет.
Кроме того, Министерство финансов до сих пор не дает официального разъяснения. Все, что имеется, — это позиция центрального банка. Регулятор отмечает, что полезный срок службы земли как актива не ограничен.
Полезный срок службы актива ограничен в течение срока аренды. Следовательно, амортизация СЗА рассчитывается до тех пор, пока действует договор с арендодателем (письмо ЦБ № 17-1-2-6/865 от 24 октября 2019 года); DLP 25/2018 (пункт 17) определяет процесс возмещения стоимости СЗА через амортизацию. Для сроков полезного использования это может не совпадать со сроком действия договора аренды.
Используются более короткие сроки амортизации. Он будет больше только в том случае, если арендатор вступает во владение землей в конце срока аренды.Амортизация СРП рассматривается в DT20 (23, 25, 26, 91. 2, 08) KT02.