- Вопрос от моего слушателя.
- Давайте разберемся в сути вопроса.
- А в чем, собственно, она заключается?
- Когда вас спрашивают: «Какой у вас костюм?», что нужно ответить?
- Мнения читателей
- Комментарий к статье.
- Когда появились тюремные масти?
- Мужские «масти»
- «Чёрная масть»
- «Серая масть»
- «Красная масть»
- «Голубая масть»
- Женские масти
- Карточные масти на зоне
Вопрос от моего слушателя.
Давайте разберемся в сути вопроса.
А в чем, собственно, она заключается?
Когда вас спрашивают: «Какой у вас костюм?», что нужно ответить?
Мнения читателей
Комментарий к статье.
Когда появились тюремные масти?
В 1927 году криминолог Сергей Потапов, сотрудник советского НКВД, провел первое серьезное исследование различных костюмов в тюрьмах и местах заключения. Много времени и сил ушло на изучение понятия воровства и сленга. В результате Потапов составил словарь тюремного сленга, предназначенный для использования на службе.
В этом словаре Потапов дал два цветовых определения для стелс-костюмов. Остальные были сформированы несколько позже. Начатые исследования были продолжены и расширены.
Его преемник, Александр Кучинский, расширил и специализировал словарь, составленный Потаповым, и дополнил его новыми сленговыми выражениями. Исследования Кучинского были продолжены другими исследователями. Субкультура «Братного» не стоит на месте.
Она меняется с течением времени и на фоне текущих исторических событий.
Современное представление о воре значительно отличается от первоначального. По сравнению с прошлым веком в криминальный сленг добавилось много нового. Изменились условия содержания в тюрьмах и следственных изоляторах, несколько раз менялось уголовное законодательство, изменилась страна.
Все это не могло не отразиться на обстановке воровства. Так, костюмы были расширены с первоначальных двух до четырех и разделены на мужские и женские. Переход от одной масти к другой обычно мог осуществляться только в нисходящем направлении.
Мужские «масти»
Число мужчин-воро в-4, такое же, как и для бумаги. В отличие от последних, они представлены мастями, а не пиками, бубнами, мечами или червами. Окончательно сформировавшись в пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века, они представлены четырьмя цветами: черным, красным, серым и синим.
«Чёрная масть»
Цвета отличаются энтузиазмом и провокационностью заключенных в местах лишения свободы. В процессах участвует каста воров, занимающих верхние эшелоны криминальной иерархии (воры в законе, беспредельщики, охранники). Черный цвет стал частью цветовой характеристики воровской касты в 40-х и 50-х годах, символизируя темную сторону души, преступное мышление и черный криминальный промысел.
Особенно дерзкой в этот период была банда Ивана Митинга, действовавшая в нашей стране. Она занималась грабежами и мародерством и, благодаря братьям Вайнерам, написавшим о ней книгу «Эра милосердия», вошла в историю советского криминала как «Черная кошка». Виктор Пирошков, кандидат психологических наук, в одном из своих исследований о криминальной среде писал о черном цвете как органичной части среды грабежа.
У влиятельных людей в черных костюмах на теле есть татуировки пик и туза пик. Следующие по популярности татуировки — черная кошка и аббревиатура «КОТ», что означает «корень заключенных».
«Серая масть»
Большинство заключенных относятся к этой категории, или «мужикам». В тюрьме они — работяги и, в отличие от праведников, не стремятся попасть в высшую касту воров. В колониях они заняты на производстве, не сотрудничают с администрацией и не поднимаются в криминальную иерархию.
На зоне они носят синюю форму, поэтому «серые» костюмы часто называют «синими».
‘Мужики’ считаются нейтральной группой заключенных. Большинство из них попадают в тюрьму случайно или за незначительные правонарушения. Менее опытные правонарушители также относятся к категории ‘серых’.
Попав в зону, они стараются побыстрее выйти, стараются не нарушать лагерную дисциплину, много работают и условно осуждены. Они никогда не участвуют в тюремных драках и не имеют права голоса в жизни вора.
«Красная масть»
Подробное описание этой группы заключенных можно найти у Александра Кучинского. К ним относятся «козлы». Они активно сотрудничают в управлении этими лагерями и тюрьмами. Эта каста воров окончательно сформировалась в воровской среде в 50-60-е годы прошлого века. В то время в СССР проводилась массированная кампания против воров в законе.
В то время «козлов» стали называть легальными заключенными или коронованными ворами. При этом не имело значения, добровольно или по принуждению они сотрудничали с тюремной администрацией. Они должны были носить красную повязку, указывающую на то, что они являются собственностью тюрьмы.
Ублюдки» не имели права присутствовать на воровских сходках и не допускались в общие помещения. Они могли обращаться к ним и говорить на нейтральные темы.
«Голубая масть»
Термин «педик» стал положительно относиться к однополым сексуальным отношениям в конце 1980-х годов. Он каким-то образом указывал на их кровавое мировоззрение. Этимология термина еще не до конца понятна и до сих пор вызывает споры. Невозможно с уверенностью сказать, возник ли этот термин в криминальных кругах или был привнесен к ним из-за рубежа.
В воровской иерархии их часто называют «петюками». В большинстве случаев их называют «петухами» или «преступниками». Жизнь в тюрьме или колонии для них нелегка. Они не могут сидеть за общим столом или брать чужие тарелки. Им не разрешается прикасаться к таким заключенным. Их места в камере или бараке отведены под входы или туалеты.
Петуху» не разрешается приближаться к другим заключенным на расстояние более трех метров. Его заставляют выполнять всю грязную работу, включая уборку туалетов и бараков. Этот костюм заключенный носит до конца жизни.
Женские масти
Определение хлыстов в женской зоне часто зависит от их возраста, количества совершенных ими поездок и от того, как регулярно они получают письма, посылки и другие житейские факторы. На вершине иерархии женщин-воровок находятся «старейшины», которых окружают «члены семьи». Старейшины» поддерживают порядок в камерах, где обычно находятся от восьми до десяти человек.
Семья» представляет собой их эскорт.
Нижняя ступень в иерархии — «появление». Сюда они ‘попадают’, когда прибывают в тюрьму или ремень на 2-12 месяцев. Низшая каста — «семестр», где они являются наркоманами со стажем, педофилами и ВИЧ-инфицированными. В закрытых учреждениях, призванных не допускать женщин-правонарушителей, нет строгих понятийных законов.
Карточные масти на зоне
Карточные масти часто используются в тюремных татуировках. Однако не каждый заключенный имеет право вытатуировать их на своем теле. Карточные татуировки действуют незаметно; самый респектабельный цвет в подпольном мире — меч (или крест).
Только действительный вор может иметь на своем теле сигнал, содержащий палку (крест). Только правильный заключенный может иметь цвет креста.
Дама Кутуни — это татуировка на теле осужденного преступника за грабеж или кражу со взломом. Обладателей татуировок, содержащих ацетатную латынь, часто называют «феноменальными».
Заключенные, наказанные за изнасилование или непристойное нападение, могут иметь татуировки на теле. Таких заключенных в криминальной среде называют «кирпичами». Они не испытывают к ним уважения и во всех отношениях угрожают другим заключенным.
Алмазная масть — это разновидность клейма Кане на заключенных в зоне. Заключенные помечены ею. Люди, которые активно сотрудничают с администрацией тюрьмы и прибивают других заключенных. Эта татуировка часто наносится силой на тело заключенного.