Теоретико-методические основы оценки качества образования в РФ

Управление качеством — один из самых актуальных вопросов в обществе сегодня. Реформы, происходящие в образовании в современном мире, позволяют определить три точки отсчета, которые задают направление качества образования на каждом из вышеупомянутых этапов. Другими словами, создается новое поколение стандартов, разрабатываются инструменты и технологии для оценки качества образования, создаются системы обратной связи.

Это обеспечивает получение управленческими структурами и обществом в целом информации о результатах оценки качества. Там, где это необходимо, начинаются реформы.

Короче говоря, основными объектами, которыми необходимо управлять для обеспечения качества, являются условия, процессы и результаты.

Все три объекта подвергаются мониторингу, и идея заключается в том, чтобы описать текущее состояние условий, описать желаемую ситуацию и создать систему управления, которая приведет к желаемой ситуации.

Сама оценка качества различается на внешнюю оценку качества, то есть оценку потребителей образовательных услуг, и на внутреннюю оценку качества внутри самой системы образования.

Для этого система образования состоит из пяти элементов

  • органы управления образованием, образовательные
  • образовательные учреждения, образовательные
  • образовательные программы, учителя
  • учителя и
  • обучающиеся.

Другими словами, оценка качества образования состоит из многих элементов и предполагает решение многих проблем на разных уровнях: законодательном, научном, методическом, организационном и административном. Исходя из тенденций развития государства, появляется много новых возможностей, условий и потребностей, то есть необходимость продолжать мониторинг управления, контроля и оценки качества образования на разных уровнях с целью минимизации негативных последствий социальных изменений.

Поскольку критерии оценки качества образования на федеральном уровне разработаны достаточно подробно, в последнее время особое внимание уделяется задаче формирования региональных систем мониторинга образования.

Региональная система оценки образования — это совокупность организационных и функциональных структур, основанных на единой концептуальной и методологической базе, которая гарантирует оценку качества системы образования по всем направлениям предоставления услуг.

Региональная система оценки качества образования является комплексной и состоит из различных подсистем.

  • оценка образовательных результатов учащихся как положительного результата общих усилий всех субъектов образования, оценка результатов деятельности преподавателей, соответствующих качеству образования.
  • оценка результатов деятельности преподавателей, соответствующих результатам деятельности учащихся; и
  • оценка учебного заведения в целом, соответствующая результатам студентов и преподавателей; и
  • стимулирование и мотивация саморазвития преподавателей и студентов; и
  • показатели качества, соответствующие потребностям программ высшего образования и предметов обучения.
Читайте также:  Отзывы, мнение, оставить отзыв.

Другими словами, вся система образования нуждается в переориентации для решения главной задачи современного образования — подготовки людей, способных быстро и успешно ориентироваться в сложной обстановке и принимать правильные решения в самых неординарных ситуациях, независимо от обстоятельств.

Элементы системы внутренней оценки качества

В состав ВКР входят пункты, обеспечивающие.

  1. оценку образовательной среды и методических материалов
  2. оценку качества учебной деятельности студентов и ее результатов
  3. Сбор обратной связи от студентов и преподавателей.
  4. Оценку качества работы персонала.

Описание элементов СВОК образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программам высшего образования в НИУ ВШЭ

Инструменты оценки качества

Предмет оценки

Регулярность/сроки

Определяется отделом качества

Кто несет ответственность за

Соблюдение Рамок качества

Используемые информационные системы

Обертывания, регулирующие применение инструмента

Пункт 1: Оценка образовательной среды и учебных материалов

Оценка качества учебных программ ОУ

Соответствие учебных планов базисному учебному плану и другим местным нормативным актам

Ежегодно/ При подготовке учебного плана

Заместитель директора по координации учебной работы

Академический советник ОП

Оценка качества учебных программ для учебных классов

Соответствие целям ОП, соответствие материала сложности учащихся, актуальность используемого материала

Не реже одного раза в год, не реже одного раза в 5 лет / учебный год

Научный руководитель ОП / Председатель Ученого совета ОП

Заведующий кафедрой, ответственный за применение предмета

Пункт 2: Оценка качества учебной деятельности студентов и ее результатов

Оценка качества и регулярности обучения студентов

Соответствие результатам обучения с использованием стандартов, определенных в СБС

В зависимости от даты текущего аудита и промежуточной аттестации

Преподаватели, ответственные за применение дисциплины

Информационные системы, поддерживающие учебный процесс

Обеспечивает выполнение студенческих работ

Соблюдает письменные академические стандарты ученика

В соответствии с датой письменной работы учащегося устанавливается оперативно

Руководитель письменной работы учащегося/студента

Оценка динамики развития студента

Успеваемость студентов (сравнительная)

Два раза в год / после зимнего и летнего сезонов, после повторных экзаменов

Академический советник ОП

ACAB, LMS, университетские ворота

Процедуры государственной итоговой аттестации

Читайте также:  Генеральная доверенность на автомобиль (с правом продажи): процедура оформления, стоимость, бланк и образец

Качество подготовки выпускников, соответствие результатов обучения и требований образовательных стандартов

Последний год обучения/ в соответствии с графиком учебного процесса

Государственная аттестационная комиссия в присутствии внешнего президента и представителей работодателя.

Академический советник ОП

Пункт 3: Получение обратной связи от студентов и преподавателей

Оценка образования студентами.

Качество преподавания соответствует стандартам ВШЭ

Каждое академическое подразделение до начала сессии

Заместитель директора по координации учебной работы

Заведующий кафедрой, на которой работает преподаватель

Личные счета преподавателей в НИУ ВШЭ

Исследование студентов и НПР по ключевым аспектам работы университета

Удовлетворение студентов и преподавателей своим отношением к стратегии развития университета и различным аспектам преподавания и работы в ВШЭ.

Ежегодно в соответствии с планом ДВМ

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию

Руководитель структурного подразделения, ответственного за университетский сектор.

LMS, ворота в университет

Телефонные каналы связи с руководителями, ответственными за организацию учебного процесса

Оценка качества образовательных услуг, предоставляемых в университете.

Заместитель директора по координации учебной работы

Руководитель организационного подразделения, ответственного за решение вопросов, указанных в обращении.

Пункт 4: Оценка качества работы персонала

Оценка профессионального уровня ЭКТ университета.

Соответствие ВСА требованиям, установленным Законом РФ и стандартам, установленным НИУ ВШЭ

В соответствии с графиком предварительного рассмотрения

Первый проректор по учебной работе

Заведующие кафедрами, использующие НПР

Электронная конкурсная система, Ворота университета

Корреляция элементов СВОК с принципами европейского стандарта высшего образования

Принципы

Пункт SWQS

Оценка среды преподавания и учебных ресурсов

Оценка качества учебной деятельности и результатов обучения студентов

Загрузка отзывов студентов и преподавателей

Оценка качества работы персонала

Учителя должны внимательно относиться к тому, как они проверяют и контролируют знания учащихся, и повышать свою квалификацию в этой области

Оценка результатов контроля знаний учащихся регулируется несколькими LAES и включает инструменты для контроля квалификации преподавателей и стандарты для оценки их методической работы с учащимися.

В НИУ ВШЭ существуют строгие критерии отбора кандидатов на академические и руководящие должности, которые регулируются внутренними локальными нормативными актами. Сотрудники проходят повышение квалификации не реже одного раза в три года. Создан центр профессионального развития, где преподаватели могут совершенствовать свои педагогические навыки и проходить стажировки, в том числе международные.

Читайте также:  Как сейчас живется на окраине Москвы экс-сотруднику ЦРУ, американцу - Эдварду Сноудену - VEASY

Критерии и методы оценки должны быть опубликованы заранее.

Все локальные акты и положения, включая критерии и методы оценки, публикуются на сайте EAP и всегда находятся в свободном доступе для всех участников образовательного процесса.

Оценка должна демонстрировать уровень, на котором учащиеся достигают намеченных результатов обучения. Студенты должны получать обратную связь и, при необходимости, советы по процессу обучения.

В НИУ ВШЭ баллы выставляются по 10-балльной шкале, каждая из которых соответствует 5 баллам по российской и европейской шкале ECTS. Это позволяет студентам объективно оценивать свои знания и делать соответствующие выводы. У каждого студента есть возможность проконсультироваться с преподавателем, где студент может получить обратную связь и советы по дальнейшему обучению.

Качественная оценка и обратная связь позволяют любому участнику учебного процесса оставить свое объяснение проблемы или выразить свое отношение к тому или иному аспекту учебного процесса. Каждое письмо поступает к руководителю и не может остаться без ответа. Еще одним инструментом, направленным на предоставление обратной связи, является оценка студентов.

По возможности экзамены должны проводиться более чем одним экзаменатором.

В НИУ ВШЭ существует практика создания комиссии во время проведения экзаменов, при повторных экзаменах и при возникновении спорных случаев.

Оценки должны быть последовательными, ориентированными на всех студентов и проводиться в соответствии с установленными правилами

В НИУ ВШЭ разработана универсальная система контроля качества оценки успеваемости, которая регламентируется различными документами, доступными как преподавателям, так и студентам. Студенты имеют право подать апелляцию, протест по телефонным линиям или написать непосредственно администрации. Любой из этих каналов связи предполагает немедленный ответ.

Должна существовать официальная процедура подачи апелляций.

В соответствии с нормами, установленными законодательством РФ и внутренними документами вузов, существует процедура как промежуточной, так и итоговой аттестации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector