В психологии одной из основных категорий является понятие личности. Это понятие очень многогранно, так как к его изучению обращаются все гуманитарные отрасли. В последние годы интерес к понятию личности значительно возрос в связи с тем, что изучение человека, его личности находится в центре интересов, вытесняя в обществе научные и технические образцы.
В отечественной и зарубежной психологии существует множество определений личности. На наш взгляд, общее содержание этого понятия, обозначенное в этих определениях, отражено в определении личности, данном в Философской энциклопедии.
«Личность — это человек как субъект труда, общения и интеллекта, продукт общественно-исторического развития и обусловленный конкретно-историческими условиями жизни общества».
Первая особенность понятия личности, указанная в этом определении, отражает тот факт, что носителем личности является человек. В психологической и педагогической литературе понятие личности часто используется в связи со значением индивида. Эта категория отражает биологические характеристики, присутствующие у всех людей как представителей человеческого рода.
По этой причине индивидов называют генотипическими сущностями. Такие качества человека, как личность, меняются в течение его жизни. Однако эти изменения не приводят к появлению черт личности.1 Черты личности представляют собой другой уровень — социальный — в анализе и формировании характеристик человека.
Поэтому в аналитическом определении личности в качестве второго свойства отмечается тот факт, что личность является продуктом социально-исторической эволюции, т.е. социальными характеристиками человека. Не случайно все исследователи вопроса о личности подчеркивают важность и необходимость общества в формировании человеческого облика.
Эта позиция подтверждается тем, что в литературе встречаются упоминания о «детях-могилах». Это рассказы о случаях, когда маленьких человеческих детей воспитывали животные. Во всех этих случаях эти люди были биологически хорошо развиты, но в плане характера они значительно отставали от своих сверстников и не могли компенсировать отсутствие человеческого общества на ранних стадиях своего развития.
Люди, живущие в одном и том же обществе, формируются как люди совершенно по-разному. Определение личности показывает, что вместе с обществом на формирование характера человека влияют различные формы деятельности: труд, общение и интеллект. Более того, личность является не только участником этих конкретных форм человеческой деятельности, но и субъектом.
Понятие субъекта гарантирует самостоятельность, инициативу и ответственность за свою деятельность, в которой он достигает нестандартных и творческих результатов; по словам А. Н. Леонтьева, реальную основу личности оставляет вся ее деятельность.
Наконец, последняя особенность личности, выделенная в анализируемом определении, связана с историческим контекстом, в котором всегда должен рассматриваться характер человека. Все исторические периоды характеризуются известными личностями, создающими эти исторические условия.
Понятие личности традиционно связывается в психолого-педагогической литературе не только с категориями индивида и субъекта, но и с понятием индивидуальности. Личность — это уникальное сочетание индивидуально-психологических черт человека, особенностей его познавательных психических процессов, поведенческих стимулов и пережитых психических состояний. Личность понимается в двух концепциях.
В узком смысле слова индивидуальность — уникальность человека — зависит от генетических биологических характеристик: цвета глаз, волос, фигуры и т.д. В правильном, или более широком смысле слова, индивидуальность приобретается человеком на более поздней стадии развития. Эта индивидуальность формируется, а не наследуется.
Основные психологические характеристики
Психологические характеристики человека определяют его способность к определенным видам деятельности, успешную адаптацию в обществе и взаимоотношения с близкими ему людьми. Каждый субъект популяции в течение жизни формирует свой психологический портрет. Основными его характеристиками психологи считают активность, стабильность и единство.
Устойчивость
Если осуществление какой-либо деятельности не затрагивает все личностные качества индивида, то речь идет о стабильности этих личностных характеристик.
Наиболее стабильными характеристиками являются
- Темперамент,.
- генетическая предрасположенность, и
- Характер (или его отдельные черты).
Термин ‘выносливость’ заимствован психологией из технических наук. Используя прилагательное ‘mental’, А. Левер трактовал его как характеристику человека, обладающего надежным и последовательным поведением. Часто встречается выражение ‘эмоциональная устойчивость’.
Противоположностью устойчивости является напряжение, которое приводит к нестабильности. Это приводит к временному снижению психомоторных реакций, снижению активности и эмоциональным вспышкам.
Единство
В 1930 году С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства. Его значение заключается в существовании единой совокупности «сознания деятельности».
По его словам, эта деятельность не добавляет размышлений или эмоций в ответ на конкретные факторы, поскольку сознание находится вне этих процессов.
Впоследствии многие ученые высказывали отдельные суждения по этому вопросу. Например, А. Н. Леонтьев — по его мнению, сознание живет в деятельности. А по мнению Л. Я. Гальперина, сознание является неотъемлемой частью деятельности.
Сегодня раздел «Сознание активно» означает, что в разных видах деятельности происходят разные психические процессы.
Активность
Анализируя особенности информации, поступающей извне, человек определяет подходящее для него действие. Бдительность проявляется в форме позитивного психического взаимодействия с внешней средой. В психологической теории возбуждение является основой «психических состояний», которые являются показателями способности к сознательному действию.
Максимальная ясность сознания особенно показательна В опасных ситуациях.
Психическая деятельность является результатом взаимного влияния процессов стимуляции, в том числе и гиперстимуляции.
На реализацию психической деятельности влияют разнообразные факторы, в том числе светского характера. На нее влияют:.
- Состояние здоровья,.
- По состоянию на текущий год.
- экология,.
- климатические условия и другие факторы.
Психическое возбуждение — это процесс, который может иметь различные симптомы даже при одинаковом воздействии факторов риска. Совокупная реакция зависит от потребностей и способностей человека. Поэтому деятельность, определяемая разумом, может иметь различную напряженность.
Критерии оценки
В психологических характеристиках выделяют базовые (программные) характеристики, так как от личности зависит адаптация к жизни. Структура базовых критериев выглядит следующим образом
- Черты темперамента,.
- Уровень интеллекта,.
- Коммуникативные навыки, и
- Черты характера,.
- Природные задатки,.
- Индивидуальные особенности мышления,.
- Эмоциональная свобода, the
- Сила воли, the
- Индивидуальный уровень самооценки,.
- навыки самоконтроля,.
- интерес к работе в команде.
Основополагающим принципом является то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни. По мере своего развития он воспитывается в школе, колледже и на работе. Однако особое место психологи отводят самовоспитанию.
Факторы
Психологические черты формируются под влиянием внешних и внутренних факторов. После анализа психолог определяет подходящие методы для создания функционирования.
Теория разделяет эти факторы на
- Предрасполагающие (или первичные) факторы. Эти факторы определяют черты личности: раздражительность, амбициозность, вздорность и т.д. Люди, обладающие ими, уязвимы и склонны терять контроль над ситуациями. Они часто занижают свою самооценку и испытывают трудности в достижении своих целей. Сюда входят экологические, демографические и когнитивные влияния.
- Заразные (или контагиозные). Это результат воздействия стрессового фактора на человека. Примерами могут служить здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом, поведение и вредные привычки. Черты личности формируются в зависимости от того, способствуют ли эти факторы психическому здоровью.
- Общая реакция (при наличии стимулов). Мотивами являются стресс, болезнь и развитие сильных адаптивных навыков.
Характеристика интересов личности
Интерес — устойчивая склонность человека к определенным видам деятельности, с особым вниманием к явлениям окружающей среды или аспектам жизни.
При классификации личностей нельзя обойтись без целого ряда интересов.
Направленность личности к определенным интересам
Интересы, характеризующие личность человека, включают следующие характеристики.
- Ориентирован на узкий круг деятельности и знаний. Например, интерес к медицине, автомобильной технике, электронике.
- Максимальное определение обязанностей в интересующей деятельности.
- Интенсивное владение знаниями в интересующей области, включая как теорию, так и практику.
- Использование творческих подходов для полного понимания процессов.
Занятие интересующей деятельностью приносит человеку эмоциональное удовлетворение, что стимулирует развитие интереса.
Какие интересы бывают
Интересы людей могут быть разными по своей природе и содержанию. Глубокие или поверхностные, они полностью отражают личность и могут создавать препятствия на пути к достижению целей или проявлять активность в противостоянии. Поверхностные часто проявляются в медитации и интересе к достижениям других.
Другая классификация основана на сопротивлении. Легкое переключение с одного вида деятельности на другой свидетельствует о поверхностном интересе.
Объемы — это количественные характеристики интереса. Частично они тесно сфокусированы и ограничены специализацией.
Первичный интерес — глубокий, вторичный — поверхностный.
Особенности интересов
Настоящий интерес не следует путать с временным удовольствием и любопытством. Если интерес является психической функцией, то необходимы три компонента
- Даются определенные знания.
- Оно подкрепляется практической деятельностью в этом направлении.
- Он приносит эмоциональное удовлетворение человеку, поскольку касается деятельности, которой он хочет заниматься.
Структура личности
Личность представляет собой сложную совокупность. В то же время в этом сложном наборе выделяется структура личности. Это три основных блока.
- Ориентация человека, или система отношений к внешнему миру, включая потребности, интересы, побуждения к действию, идеалы, убеждения, уклоны и мировоззрение, т.е.
- возможности человека, так называемые способности и предрасположенности, включая
- психологические характеристики поведения, включая темперамент и личность.