Судебно-психологическая экспертиза»

Содержание
  1. Объекты
  2. Задачи
  3. Цель судебной экспертизы
  4. Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:
  5. Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей ; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.
  6. Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда
  7. СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли
  8. Судебная психология в уголовном процессе
  9. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)
  10. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности
  11. Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний
  12. Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)
  13. Список вопросов не является исчерпывающим. Он может быть усовершенствован и дополнен в зависимости от поставленной задачи.
  14. К сферам юрисдикции специалиста-психолога относятся.
  15. Отличия от судебно-психиатрических экспертиз:.
  16. Основания назначения СПЭ
  17. СПЭ имеет значение для определения способности лица правильно понимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них адекватные показания
  18. СПЭ в расследовании сексуальных преступлений

Качество и научный уровень каждого конкретного теста во многом зависит от правильного выбора метода. Однако ни один из методов, используемых в ЭТЭК, не приводит непосредственно к ответам на поставленные перед экспертами вопросы. Различные эксперименты, тесты, анкетирование и другие методы должны использоваться так, чтобы дополнять друг друга и давать исчерпывающее описание темы эксперта.

В этом контексте, во избежание необоснованной критики прикладных методов исследования, к психологам обращаются не только при рассмотрении диагностических возможностей, но и имеют теоретическую и практическую подготовку в области описания систем, позволяющую воссоздать целостную картину различных психических явлений. Профессиональные психологи не имеют права применять психодиагностические методы, не прошедшие должной проверки в ходе экспертизы. В некоторых случаях каждый новый метод следует подробно разъяснять, ссылаясь на диагностические признаки и данные о надежности измерений, если их применение считается крайне необходимым для обследования испытуемого.

Одним из методологических принципов организации и проведения гороховой экспертизы является способ представления психологических процессов и условий допроса во время предшествующего правонарушения, в момент совершения правонарушения и непосредственно после него, при определении психологических характеристик и динамики этих процессов.

Предмет судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе соответствует современным возможностям психологической науки.

Основными элементами человеческой души являются психические процессы, психические состояния и психические характеристики.

Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это отличает предмет судебно-психологической экспертизы от судебной психиатрии, предметом которой является психика людей, страдающих конкретным психическим расстройством. Поэтому попытки включить психику здоровых несовершеннолетних (например, подсудимых, потерпевших) в сферу судебно-психиатрической экспертизы необоснованны, так как являются предметом исследования психологов, а не психиатров.

Объектом судебно-психологической экспертизы, то есть источником, из которого эксперт извлекает информацию об обнаруженных фактах, является человек.

В судебно-следственной практике известны случаи, когда судебно-психологическая экспертиза проводится в отсутствие обследуемого лица, например, когда эксперт умирает до суда. Особенно сложными являются посмертные экспертизы, поскольку они проводятся только на основании материалов дела (например, протоколов допросов, писем, дневников, записок, магнитофонных и видеозаписей).

Поэтому предметом судебно-психологической экспертизы может быть информация, содержащаяся в материалах уголовного дела и характеризующая психические особенности эксперта. В судебно-психологической и учетной, психолого-искусствоведческой и других экспертизах объектом исследования является видеозапись.

Виды судебно-психологических экспертиз классифицируются в зависимости от правового положения кандидата и решаемой задачи.

В зависимости от процессуального положения обследуемого различают судебно-психологические экспертизы потерпевших, подозреваемых, свидетелей и обвиняемых.

Вопросы, которые исследуют судебно-психологические экспертизы, позволяютЗадачи, решаемые судебно-психологическими тестами, позволяют классифицировать экспертизы по их направленности.

Психические процессы (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.)

Психологические состояния (познание, воля, эмоции)

Психологические свойства (темперамент, личность, способности и т.д.).

Основными видами или разновидностями судебно-психологических экспертиз являются

1. судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних; и

2. судебно-психологическая экспертиза для определения деталей психических процессов, состояний и характеристик взрослых людей.

Основные следственные ситуации, в которых используется судебно-психологическая экспертиза :

Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическим заболеванием, полностью осознавать себя и объяснять свое поведение; и

определение способности жертв сексуальных преступлений адекватно осознавать характер и значение поведения правонарушителя, чтобы

определение способности жертвы сексуального преступления правильно оценить значение обстоятельств дела и дать о них показания; и

определение наличия или отсутствия нормального аффекта или других эмоциональных состояний в момент совершения преступления.

определение того, находилось ли лицо в психологическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству, в период, предшествовавший его смерти

определение обстоятельств, связанных с эксплуатацией машины; и

выявление возможного психологического давления на участников уголовного процесса (например, обвиняемых, потерпевших) со стороны правоохранительных органов в ходе расследования уголовного дела.

Формы специальной психологической осведомленности

Понятие «специальные психологические познания» пришло из судебной практики, когда лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве и ремесле для решения задач, связанных с собиранием, использованием и оценкой доказательств (ст. 74-78 УПК РФ). (Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Психологические знания — это система сведений о критериях возникновения и развития души, психических явлениях (процессах, ситуациях, свойстве), деятельности человека и его поведении.

В ходе предварительного расследования процессуальными видами использования специальных психологических знаний являются

(а) участие профессионального психолога в производстве процессуальных действий (ст. 133 УПК РФ); и

(б) назначение и проведение судебных экспертиз (ст. 78 УПК РФ).

Профессиональные психологиПсихолог. — Это лицо, обладающее познаниями в области психологии, приглашенное для участия в следственном действии; согласно УПК РСФСР профессиональный психолог может участвовать в допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте до 14 лет (ст. 133) и от 14 до 16 лет по усмотрению следователя (ст. 159, 285 397), выемках и следственных действиях (ст.

170), осмотрах (ст. 179), трупных экспертизах (ст. 180) и получении образцов для сравнительного исследования (ст.

186 УПК РСФСР).

Статьи, регулирующие процесс допроса, не определяют обязательное участие педагогов в допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте до 14 лет и факультативное участие уголовный процесс плюс участие экспертов. ТПП РФ требует обязательного участия педагога в допросе (подозреваемого) несовершеннолетнего обвиняемого в возрасте до 14 лет, если он признан умственно отсталым (ст. 397 УПК РФ).

Читайте также:  Смежные права (права, смежные с авторскими)

На наш взгляд, педагог или врач, участвующий в уголовном процессе, привлекается к выполнению психологических обязанностей только при наличии достаточной психологической подготовки.

Профессиональные психологи могут участвовать в экспертизах, в том числе в осмотре мест происшествий до возбуждения уголовного дела.

Более эффективным может быть участие психологов в осмотре мест происшествий по делам об убийствах, изнасилованиях, нападениях на государственных и частных лиц.

Участие психологов по делам о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) полезно, поскольку помогает реконструировать психологические аспекты происшествия. Участие психологов может быть ценным при проведении экспертиз свидетелей, потерпевших, очных ставок, следственных экспериментов и других процессуальных действий. Психологи могут помочь в проведении более эффективных допросов людей с физическими и психическими недостатками, особенно при допросе лиц с задержкой психического развития.

Психологи помогают следователям создавать психологические контакты с допрашиваемым лицом (например, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим), положительно влиять на допрашиваемого психологически и выявлять индивидуальные свойства и психологические характеристики объекта исследования (темперамент . t. t .).

t. t. t.

t. t. t.

t. t. t.

t. t. t.

t. t. t.

t. t. t.

Психолог может быть привлечен к исследованию с помощью определения возможного места проведения исследования, психологических характеристик исследуемого лица (тип личности, темперамент и т.д.) и его реакций на поведение допрашивающего.

Участие психолога в представлении необходимо для признания. Психолог может помочь обратить внимание исследователя, на личностные особенности опознаваемого, определить тип опознания, устранить конфликтные ситуации и установить психологические барьеры на пути опознания.

Психологи могут участвовать во всех исследовательских действиях по усмотрению органа, проводящего исследование.

Важнейшей формой реализации результатов психологической науки является назначение и проведение судебно-психологических экспертиз.

Действующее законодательство детализирует экспертизу (ст. 79-82 и 184-194 УПК РСФСР).

Профессиональный психолог активно участвует в доказывании, его права и обязанности четко определены процессуальным законодательством: в соответствии со статьей 82 УПК РСФСР он имеет право

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; и

ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для производства освидетельствования, и

с разрешения следователя присутствовать при производстве допроса иных процессуальных действий и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету его экспертизы.

Профессиональный психолог обязан явиться по требованию лица, производящего исследование, и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В случае отказа или уклонения профессионального психолога от исполнения своих обязанностей без уважительных причин или дачи заведомо ложного заключения он несет ответственность в соответствии со статьями 181 и 182 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Судебно-следственная практика признает случаи некооперативного использования определенных психологических знаний.

Несотруднические формы профессионального участия в расследовании уголовных дел не регламентированы УПК РФ и осуществляются в соответствии со служебными инструкциями или по усмотрению следователя (организация и порядок проведения). Несотрудническое использование специальных знаний психолога включает вопросы, требующие специальных психологических знаний, подготовку различных форм вкладов по указанию следователя, а также консультации со следователем по вопросам использования внесудебных психологических исследований.

Психолог-консультант (это лицо, обладающее познаниями в области психологии, не имеющее четко определенного процессуального статуса эксперта или специалиста) использует свои социальные знания для информирования следователя и разъяснения суду фактов и обстоятельств, имеющих значение для дела. Психологическая наука.

Символ психолога способствует правильному пониманию причинно-следственных связей, особенностей поведения людей в конкретных ситуациях и выработке набора моделей поведения. Психолог информирует исследователя о закономерности протекания тех или иных психических процессов, психически типичных ситуациях и протекании непрекращающихся психических черт индивида.

Психологическое консультирование может предшествовать назначению судебно-психологической экспертизы и заключаться в помощи следователя в определении формулировки вопросов, которые будут заданы профессиональному психологу, предмета экспертизы и т.д.

Консультация психолога может проводиться на всех этапах предварительного исследования.

Консультация психолога не носит характера вывода обо всех обстоятельствах преступления, но она помогает следователю получить некоторую предварительную информацию, важную для расследования. Психолог анализирует, компилирует и уточняет информацию, представленную в устной или письменной форме. Другими словами, он проводит психологическое исследование.

Он интерпретирует информацию о личности преступника, свидетеля или жертвы и помогает оказать профессиональную помощь в разработке теорий вовлечения, определении стимулов правонарушения и изучении психологических причин. Преступность. лп.

очень перспективным направлением использования консультаций психолога является создание психологических консультантов на базе факультетов психологии высших учебных заведений.

Консультации психолога могут проводиться в форме письменного заключения, но это не экспертиза.

Объекты

  • Лица, а также материалы и дела, по которым проводится судебно-психологическая экспертиза.

Задачи

  • Индивидуально-психологические особенности подозреваемых и обвиняемых, влияние индивидуально-психологических особенностей этих лиц на их поведение при совершении вменяемых им деяний.
  • Чувства и эмоции подозреваемых, в том числе чувства и обстоятельства в момент совершения инкриминируемых им деяний, в силу которых они в полной мере осознавали последствия своих действий или способность контролировать их.
  • Наличие или отсутствие у несовершеннолетних умственной отсталости, не связанной с психическим расстройством (заболеванием).
  • Психическое состояние матери, наличие психотравмирующих состояний, вызванных родами. Мать убила своего ребенка во время родов или сразу после родов, при этом
  • уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, наличие у потерпевшего или потерпевшей непсихических расстройств, в случае совершения преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы — способность этого лица понимать характер и значение совершенного в отношении него деяния или оказывать сопротивление исполнителю
  • психическое (эмоциональное) состояние лица, предположительно совершившего самоубийство, в период, предшествующий смерти, наличие или отсутствие причинной связи между действиями подозреваемого или обвиняемого и психическим состоянием лица, предположительно совершившего самоубийство, в период, предшествующий смерти, наличие или отсутствие причинной связи.

Кроме того, судебно-психологическая экспертиза может рассматривать и другие вопросы, имеющие отношение к делу и требующие специальных психологических знаний.

При использовании материалов Государственного комитета по судебной экспертизе Республики Беларусь ссылка на сайт обязательна! © Государственный комитет по судебно-медицинской экспертизе Республики Беларусь

Читайте также:  Как подать заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям? Энергомарт

Цель судебной экспертизы

Гороховая экспертиза проводится для того, чтобы суд и досудебные службы лучше узнали психологическое содержание некоторых вопросов, входящих в предмет доказывания по уголовному, гражданскому или административному делу. Она также помогает изучить психологическое содержание многих юридических понятий, содержащихся в законе.

Предметом экспертизы является психологическая деятельность субъектов правоотношений (подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, истцов, ответчиков и т.д.) в юридически значимых случаях в документах гражданской жизни. Специальные виды документов как доказательств.

Мы поможем вам определиться с профессией и окажем содействие в карьере и трудоустройстве

Предметом экспертизы является изучение психических процессов, ситуаций, свойств и механизмов психической деятельности людей, в частности, для выяснения истины в области уголовных дел, гражданско-правовых разногласий и дел об административно-правовых нарушениях.

Общий принцип СПЭ заключается в направленности исследований на анализ интеграции и структуры сознания индивида при совершении конкретных действий или отражении реальных явлений.

Основную задачу профессионального психолога можно рассматривать как точную и объективную оценку индивидуальных особенностей психической деятельности обвиняемых, свидетелей и потерпевших, основанную на применении соответствующих психологических знаний, методов и технических исследований.

В роли эксперта-психолога может выступать лицо с высшим психологическим образованием, обладающее специальными знаниями и практическим опытом в области судебно-психологического тестирования.

Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей ; со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.

  • Каковы уровни и характеристики психологического развития ребенка?
  • Каковы индивидуальные психологические особенности ребенка?
  • Каковы психологические установки ребенка по отношению к родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новой семье)?
  • Имеются ли у ребенка признаки негативных эмоциональных состояний, вызванных затяжным семейным конфликтом?
  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
  • Каковы ценности, родительские установки и психологическое поведение отца и матери ребенка?
  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери и другого реального воспитателя отрицательно влиять на психическое состояние ребенка и особенности его психического и личностного развития?

Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда

  • (Имя и фамилия) Указываются ли негативные изменения в психической деятельности? Если да, то как они проявляются?
  • (Есть ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности и (ИНЕРЦИЯ) негативными изменениями психической деятельности и (ИНЕРЦИЯ)?
  • Какова степень негативных изменений в психической деятельности пострадавшего?
  • Существуют ли индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение психической деятельности в рассматриваемом состоянии?

СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли

  • Находился ли субъект в момент совершения сделки (части сделки) в состоянии, в котором он не мог понимать последствий своих действий или контролировать их?
  • Учитывая когнитивные характеристики ситуации в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения — создание и индивидуальную значимость исхода сделки, имел ли субъект достаточное (адекватное) понимание содержания сделки?
  • Какие факторы способствовали неадекватному (неправильному) восприятию трансакции?
  • Как угроза (насилие, неблагоприятные условия) повлияла на решение человека совершить сделку и осуществить ее? Была ли у субъекта возможность свободно выражать свои истинные желания и намерения?
  • Мог ли субъект осознавать решение действовать, быть полностью свободным и сознательно свободным для осуществления поведения, в период совершения сделки?

Судебная психология в уголовном процессе

1) выявление умственной отсталости, не связанной с психическим расстройством (психической незрелости) несовершеннолетнего (данный вид экспертизы Уральского РЦП может быть проведен только при наличии эксперта по судебной психиатрии несовершеннолетнего)

2) оценка вероятности (риска) совершения несовершеннолетним повторного преступления (с целью определения целесообразности и возможности изменения несовершеннолетнего по условиям отбывания наказания в обществе).

Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (определение способности давать правильные показания)

  • Учитывая уровень умственного развития, индивидуальное психологическое и/или эмоциональное состояние обвиняемого и конкретные обстоятельства деяния, мог ли он правильно понять обстоятельства, относящиеся к происшествию, и дать о них показания?
  • Учитывая уровень умственного развития свидетеля или потерпевшего, могли ли его/ее индивидуально-психологические особенности понять внутреннее содержание события (чего)?
  • Имеются ли у свидетеля признаки повышенного напряжения фантазии?
  • Имеются ли основные признаки повышенной вульгарности?

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности

  • Учитывая психическое состояние потерпевшего, его индивидуально-психологические особенности и специфику исследуемой ситуации, мог ли он понять характер и значение совершенного им поведения?
  • Учитывая психическое состояние потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он противостоять поведению обвиняемого?

Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний

  • Находился ли обвиняемый в состоянии нормального аффекта в момент совершения предполагаемого преступления?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения преступления в крайнем душевном состоянии (психическое напряжение, фрустрация, растерянность), которое могло оказать существенное влияние на его сознание и психическое функционирование?
  • Учитывая эмоциональное состояние подсудимого, мог ли он точно соотнести свое поведение с объективными требованиями ситуации?
  • Могли ли индивидуально-психологические особенности подсудимого оказать существенное влияние на его поведение в данных обстоятельствах?

Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида)

  • Находился ли он во время предыдущей смерти в психическом состоянии, которое предрасполагало его к самоубийству?
  • Если да, то что могло побудить его к этому?

Список вопросов не является исчерпывающим. Он может быть усовершенствован и дополнен в зависимости от поставленной задачи.

К сферам юрисдикции специалиста-психолога относятся.

    1. Выявление эмоциональных ситуаций, если они вызваны несправедливостью жертвы, является либо возможностью для смягчения наказания, либо предполагает привилегированные признаки для конкретного правонарушения.
    2. Изучение других обстоятельств, вызвавших особый характер поведения человека в момент совершения преступления (помимо эмоций они могут включать такие ситуации, как чрезмерное сумасшествие, сильный страх, сильная печаль, депрессия и т.д.).

    Отличия от судебно-психиатрических экспертиз:.

      • СПЭ изучает психиатрические симптомы, которые не выходят за рамки нормы, т.е. не являются патологическими.

      Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, диагностических методов и процессуальных требований.

      Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом научной объективности, который гласит, что можно решать только вопросы, относящиеся к психическому явлению, которое является предметом объективного анализа.

      Она не отвечает за разрешение юридически значимых вопросов. Определение доказательств, мотива и цели установления форм вины.

      Должно быть основано на современных научных и психологических методах. Результаты экспертизы должны быть достоверными, проверяемыми и доступными для оценки следователем и судом.

      Основная задача СПЭ — научно документированная диагностика (от греческого слова «диагноз» — я в курсе) непатологических, легитимных психологических отклонений.

      Тесты, используемые для целей судебной диагностики, должны быть валидными и особенно надежными. Валидность (лат. validus — соответствующий, действительный) — это адекватность теста для измерения выявляемых психических характеристик, его обоснованность. Особенно широко используется в психодиагностических тестах, включая тесты интеллекта и личности.

      Психологи-эксперты не дают правовой оценки расследуемой ситуации.

      Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если четкий ответ невозможен, то он вполне может быть получен.

      Заключение ФПК может быть оценено другими участниками уголовного процесса.

      Экспертами-психологами назначаются только специалисты с высшим психологическим, педагогическим или медицинским образованием; независимо от того, не соответствуют ли вопросы, поставленные перед СПЭ, области профессиональных знаний этого лица, отказ от проведения экспертизы допустим.

      Права и обязанности эксперта-психолога такие же, как и у всех судебных экспертов — определены законом (например, ст. 57 УК РФ). Эксперт независим и автономен в своей познавательной деятельности.

      Основания назначения СПЭ

      Основания для обязательного назначения судебно-психологической экспертизы включают: ст. 196 УПК РФ).

        1. при необходимости выяснения психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда есть сомнения в его логике или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе
        2. если необходимо определить психическое состояние лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет; если необходимо определить наличие сексуального предпочтения или несексуального предпочтения, превышающего 18 лет (педофилия)
        3. при необходимости определения психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, если есть основания полагать, что данное лицо является наркоманом
        4. при наличии сомнений в способности правильно распознать и депонировать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, когда необходимо определить психическое или физическое состояние потерпевшего
        5. когда есть необходимость установить возраст подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего в связи с уголовным делом и их возраст / отсутствие возраста или документов, вызывающих сомнения.

        СПЭ имеет значение для определения способности лица правильно понимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них адекватные показания

        Этеа может установить индивидуальные особенности психики, уровни абсолютной и дискриминационной чувствительности, особенности цветовосприятия, диапазон восприятия, особенности восприятия времени, движение и пространственные характеристики объектов (пропорция объектов, доля объектов) , пространственная ориентация, размер, форма, расстояние, рельефные характеристики и т.д.), специфику звуковых и тональных различий.

        Способность давать правильные измерения связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Обширные индивидуальные различия существуют и в таких чертах личности, как память, мышление, воображение и склонность к фантазированию.

        Процесс восприятия также сильно индивидуализирован. Люди, которые особенно порабощены, склонны к различным деструктивным дополнениям к своему восприятию и к ложному восприятию.

        В обязанности СПЭ не входит определение влияния того или иного состояния на способность к восприятию.

        Вопросы, связанные с выявлением конкретных психических отклонений, имеющих отношение к уголовному делу, должны задаваться опечаленному лицу. Такие вопросы могут включать, например, следующее:.

          • Имеются ли у данного лица серьезные отклонения в восприятии и понимании какого-либо конкретного явления; и
          • Если человек особенно полезен; или
          • Если недостаточное умственное развитие человека является причиной искажения передаваемой им информации, например.

          Вопросы, относящиеся к диагностике ложных показаний (например, соответствуют ли показания фактам, если человек действительно воспринимает предъявленный объект), не могут быть поставлены перед ПЭЭ. ПЭЭ не является экспертной проверкой достоверности свидетельских показаний. Определение истинности или ложности показаний — профессиональная задача исследователя (но, конечно, для этого необходимо обладать соответствующими психологическими знаниями).

          СПЭ в расследовании сексуальных преступлений

          При исследовании сексуальных преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с обнаружением или отрицанием уязвимости жертвы. Это является отягчающим обстоятельством данного преступления. Состояние уязвимости может иметь целый ряд симптомов и объясняться различными причинами.

          Общая физическая слабость, болезнь, алкоголизм, отсутствие свободной воли, молодой возраст, слабость в правильной оценке ситуации и т.д.

          Судебно-психологическая экспертиза в этих случаях может задать два вопроса

            1. Находился ли потерпевший в состоянии относительной ситуационной помощи?
            2. Если потерпевший в такой ситуации, то он может осознавать характер и значение своего поведения.

            Вопрос не должен звучать так: может ли жертва сопротивляться преступнику? Сопротивление ситуациям не означает принятия этих ситуаций.

            Слабость — это ситуация, которая исключает сопротивление.

            Непонимание природы оскорбительного поведения — одно из проявлений слабости. За это может отвечать целый ряд ситуаций.

              1. Хроническое психическое заболевание,.
              2. Временное ненормальное психическое состояние во время полового акта с жертвой (из-за физического заболевания, разочарования, эмоций или стресса)
              3. Умственная отсталость,.
              4. Возраст и особенности личности жертвы.

              Первый тип ситуации устанавливается судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой; второй тип ситуации устанавливается комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой; третий и четвертый типы — судебно-психологической экспертизой; четвертый тип — судебно-психологической экспертизой; пятый тип — судебно-психологической экспертизой.

              Половая зрелость потерпевшего должна определяться комплексной медико-психологической судебной экспертизой.

              ПК может быть ограничена личными потребностями обвиняемого. В этих случаях возникает вопрос о наличии задержки в психическом развитии обвиняемого и возможных высказываниях о его характере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector