‘Ольга Королькова, бывшая солистка советского детского Большого хора, подала иск против развлекательного онлайн-сервиса (юридическое лицо американского стримингового сервиса Netflix в России), киностудии Media Universal Events Cinema и ее подала в суд на «Первое музыкальное издательство». Артистка заявила, что в песне «Прекрасное далеко» из российского фильма «Пятница» ее родительский родственник.
Нюансы
Срок действия исключительных прав зависит от объекта соответствующих прав.
- Для спектакля — это вся жизнь создателя, но более 50 лет с даты показа (записи, публикации). То же правило применяется к постановкам, но с даты первого публичного исполнения — не менее
- для фонограмм — 50 лет с даты регистрации; и
- в случае сообщений в эфире — 50 лет с даты первой передачи в эфир; и
- для баз данных — 15 лет, возобновляемых еще на 15 лет, и
- публикации — 25 лет с года, следующего за годом публикации.
Нарушение соответствующих прав может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафов.
Кроме того, бенефициары имеют право добиваться компенсации по своему выбору.
- 10 000-5 млн рублей (на усмотрение суда в зависимости от характера правонарушения).
- двукратная стоимость экземпляра грампластинки, нарушившего закон; и
- двукратная стоимость права на использование объекта соответствующего права. Обычно она определяется на основе цены, взимаемой за законное использование объекта таким образом, как он используется правонарушителем в сравнимых обстоятельствах.
Существуют общепринятые обозначения для правовой защиты соответствующих прав. Производители и исполнители фонограмм или исполнений, а также иные обладатели исключительных прав на фонограммы или исполнения используют ℗ сигнал, который состоит из трех элементов Первая публикация граммофона.
Перечислено на каждом оригинале или копии граммофона и/или на каждом фонографе.
Понятие смежных прав в вопросах интеллектуальной собственности.
В последнее время охрана интеллектуальной собственности, и в частности права аффилированного лица на интеллектуальный труд, приобрела важное значение в сфере гражданского права.
Такая ситуация в основном связана с деятельностью преступников (пиратов) в сфере интеллектуальной собственности, чья незаконная деятельность ставит под угрозу законные права создателей.
Правовые основы понятия смежные права
Важно понимать, что для понятия «относительные права» и для понятия «права интеллектуальной собственности» существуют четко установленные законодательные нормы. Это не только защита родительских относительных внутри государства, но и на международном уровне. Это подтверждают «Римский договор», принятый в середине прошлого века, т.е.
в 1961 году, и Конвенция Всемирной организации интеллектуальной собственности на охрану прав и фонограмм, действующая с 1996 года.
Соответствующее российское законодательство, т.е. IV часть Гражданского кодекса, дает четкое определение и объяснение понятия «относительные права». Правовая база в отношении произведений искусства, радио, радиопрограмм и других смежных прав является основой для разрешения спорных правовых положений и вопросов, связанных со звукозаписями, фонограммами, исполнениями и постановками.
Использование объекта смежных прав
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, право на использование объекта соответствующего права передается исключительно посредством лицензионного договора. Этот документ четко регламентирует права и обязанности сторон и устанавливает ограничения на использование соответствующих прав.
Резюме статьи публикуется сразу после публикации. Оно обновляется отдельно при существенных изменениях в законодательстве.
Мы рассылаем статью два раза в месяц. Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Поделитесь со своими друзьями.
Интеллектуальная собственность в России и за рубежом
4. Сообщения передач в эфир и по кабелю
На радио- и телепрограммы распространяются соответствующие права, создателями и первоначальными бенефициарами которых являются организации эфирного и кабельного телевидения. Гражданский кодекс связывает возникновение соответствующих прав с фактом передачи программы в эфир или по кабелю, а не с фактом ее создания или записи.
Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объект права интеллектуальной собственности на том основании, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять эфирные сообщения приводит к несправедливому преимуществу тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но получил от них коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн-трансляции теле- и радиопрограмм, фактически нарушают соответствующие права.