Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, полномочия, руководство.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос кроется в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет ряд функций.

  • Регулирование, издание правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением этого закона.
  • Обеспечение соответствия деятельности в сфере естественных монополий и ее соответствие российскому законодательству.
  • Управление вложениями иностранных инвесторов в финансовые институты, имеющие стратегическое значение для обороны и национальной безопасности России.
  • Надзор за государственными оборонными заказами, поставками, проектами, товарами и услугами для местных и государственных нужд.
  • Одобрение использования методов закрытия для выявления подрядчиков, поставщиков и руководителей.

ФАС — единственный федеральный надзорный орган государственного уровня, который не требует от сотрудников наличия утвержденной формы одежды.

Чем занимается российская антимонопольная служба?

Общая информация

Что это за служба? ФАС также можно описать вкратце.

  • Эта служба была создана 9 марта 2004 года.
  • Ее предшественниками были: Государственный антимонопольный комитет РСФСР и поддержка новых экономических организаций; Государственный антимонопольный комитет РФ, поддержка антимонопольной деятельности и предпринимателей.
  • Антимонопольная служба относится к Правительству РФ. Она подчиняется непосредственно Председателю. Служба представляет ежегодный отчет о своей деятельности.
  • Правительство РФ также является руководителем ФАС.
  • Штаб-квартира Российской антимонопольной службы расположена по адресу: Москва, Садовая-Кудринская, 11.
  • В центральном аппарате Службы работает около 860 сотрудников. На территории службы работает более 2 500 сотрудников.
  • Генеральным директором является Игорь Артемьев (с марта 2004 года).
  • У государственных учреждений есть свои официальные сайты.

Братство антимонопольной службы.

Основные задачи

Что такое монополия в борьбе? Обзор наиболее важных обязательств в Российской Федерации.

  • Управление соблюдением российского антимонопольного законодательства. В основном в области энергетики, использования участков, природных ресурсов, воды, полезных ископаемых и т.д.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в области естественных монополий.
  • Надзор за соблюдением рекламной деятельности.
  • Обеспечение поставок продукции, услуг и товаров, направленных на удовлетворение потребностей органов местного самоуправления и государства.
  • Надзор за соблюдением законодательства РФ в области оборонного заказа.
  • Контроль вложений иностранных инвесторов в предприятия и организации, имеющие стратегическое значение для безопасности России.

Главные направления деятельности

Что такое Антимонопольная служба Российской Федерации? Ее основная стратегическая цель — обеспечение свободы конкуренции и ограничение нарушений монополии в российском экономическом пространстве.

Исходя из этой цели, выделяются основные направления работы.

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, которые не характеризуются как естественные монополии.
  • Предотвращает и сдерживает вмешательство государственных органов, региональных и муниципальных властей в рынок. Снижение возможности возникновения коррупционных рисков при распределении местных и государственных заказов.
  • Обеспечивает доступ потребителей к продукции, услугам и товарам, реализуемым субъектами естественных монополий. А также развивает конкуренцию в среде этих естественных монополий.

Что означает ФАС?

Основополагающие законодательные акты

Теперь вы знаете, чем занимаются антимонопольные службы в нашей стране. Давайте рассмотрим законодательные акты, которые составляют ее основу.

  • Федеральный закон «О защите конкуренции».
  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок проектов, товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд».
  • Федеральный закон «Об обороне и государственных закупках».
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в объекты, имеющие стратегическое значение для Российской Федерации».
  • Федеральный закон «О рекламе».
  • Федеральный закон «Об основных принципах государственного регулирования коммерческой деятельности в Российской Федерации».

Структура ФАС

Структура органа выглядит следующим образом.

  • Центральный механизм, расположенный в Москве. Он состоит из отраслевых служб.
  • Почвенная служба (сегодня их 85).
  • В центральном аппарате есть общественный советник. В нем находятся представители бизнес-ассоциаций и некоммерческих организаций, которые следят за работой ФАС, дают рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и советы по пресечению нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных отделах.
  • Реклама, Недобросовестная конкуренция, Защита конкуренции на рынках электроэнергии, телекоммуникаций и финансовых рынках, Развитие конкуренции в ЖКХ, Развитие агропромышленного комплекса, Экспертный совет по малому и среднему развитию — крупным предприятиям. Экспертами здесь выступают участники рынка, представители некоммерческих организаций и надзорных органов.

Деятельность антимонопольной службы

Полномочия учреждения

Теперь рассмотрим антимонопольные полномочия более подробно.

  • Центральным механизмом ФАС является право издавать нормативные акты, которые в той или иной мере относятся к компетенции ведомства.
  • Она проверяет соблюдение антимонопольного законодательства организациями (коммерческими и некоммерческими), федеральными органами исполнительной власти, физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), субъектами и структурами местного самоуправления. Это включает в себя расследование случаев нарушения закона, принятие обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеочередных проверок, а также возмещение ответственности выявленных нарушителей по закону о контроле.
  • Надзор за финансовыми собраниями на товарном рынке, одобрение сделок с имуществом торговых организаций, акциями (участие в праве) в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ.
  • Проведение периодических проверок на товарных рынках с целью выявления доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
  • Проверка несознательных поставщиков. Этот документ содержит данные о поставщиках и подрядчиках, которым было отказано в заключении местных или государственных контрактов по результатам конкурсов. Аналогично, информация о поставщиках и подрядчиках, чье участие и связи с судами были приостановлены в связи с неисполнением / недооценкой обязательств.
  • Расследование ходатайств иностранных инвестиционных агентств о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими субъектами, имеющими стратегическое значение для обороны и национальной безопасности России.
Читайте также:  Стс в машине

Федеральная антимонопольная служба

Кто может обратиться?

Чем занимается Антимонопольная служба? Пожалуй, самым важным и далеко идущим направлением ее деятельности является судебное преследование по делам о нарушениях российского законодательства в пределах своей юрисдикции. Кто может подавать жалобы в антимонопольные органы? Они рассматриваются

  • Физические лица.
  • Юридические лица.
  • Правоохранительные органы (представление документов).
  • Средства массовой информации.
  • По собственной инициативе, по результатам проверки ФАС.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом.

  1. Для расследования дела созывается специальная комиссия. В ее состав входят сотрудники антимонопольного органа (не менее трех сотрудников). Председателем комиссии является руководитель конкретного территориального органа или один из его заместителей.
  2. Если дело рассматривается в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашается представитель Центрального банка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они представляют свою позицию и доказательства в свою защиту.
  4. После выступлений стороны расходятся. В случае их отсутствия члены комитета принимают решение на основании большинства голосов в пользу одной из позиций.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется представление дополнительных доказательств, участие определенных заинтересованных лиц или проведение экспертного расследования, дело откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения дела комиссией разбирательство может быть прекращено в двух случаях. Во-первых, члены комиссии не обнаружили в действиях ответчика нарушений антимонопольного законодательства. Во-вторых, было установлено, что ответчик нарушил российское законодательство. В этом случае ответчику выдается соответствующее предписание, которое он должен исполнить.

Как решение органов ФАС РФ, так и предписание могут быть оспорены в суде.

Обязанности антимонопольной службы

Громкие дела

Рассмотрим некоторые из наиболее известных случаев, когда ФАС удалось добиться судебной защиты.

  • Газпром (2011) в отношении.
  • АШАН В отношении розничной сети (наложение штрафа в размере 6, 2 млн рублей).
  • ОАО «РЖД» (злоупотребление доминирующим положением — штраф 2,2 млрд рублей).
  • См. Google (2014).
  • В отношении Tele2 (скидка за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении Тинькофф Банка (одностороннее решение о снижении процентных ставок по срочным вкладам).

Что такое ФАС?

В Российской Федерации существует институт, направленный на защиту здоровой конкуренции в экономической среде. Именно о структуре, задачах и деятельности ФАС мы и читаем.

Для чего вообще нужно бороться с монополиями

Что касается монополий — зачем нужно создавать такие структуры, как ФАС? Не предпочтительнее ли оставить все как есть и позволить рынку столкнуться только с препятствиями конкуренции?

Сомнения в необходимости создания специальной антимонопольной службы возникли еще в начале 1990-х годов, вскоре после ее создания. Однако вскоре стало ясно, что российская экономика, родившаяся из осколков милитаризованной советской экономики, не способна обеспечить нормальную конкуренцию. Более того, необходимо было защитить отечественных производителей от несправедливой монопольной политики иностранных компаний.

Игорь Артемьев

Конкуренция приносит ощутимую пользу любой экономике. От него выигрывает и конечный потребитель. Монополиям незачем повышать качество своей продукции и услуг и снижать цены. Потребитель все равно будет их покупать. Фактически, он направляет свою волю на остальной рынок, получает завышенные, а иногда и заниженные цены.

Ситуация кардинально меняется, когда многие производители предлагают один и тот же товар. Тогда у покупателя появляется возможность выбрать лучшее предложение по самой низкой цене, и продавец вынужден подстраиваться под него. Необходимость снижения цен с целью уменьшения затрат стимулирует инновации и улучшает кадровую политику.

Несомненным преимуществом конкуренции является более справедливое распределение доходов. Больше денег направляется в наиболее эффективные компании.

Однако не все так просто. Конкурирующие фирмы могут легко договориться об общей политике продаж. Это называется картельной коалицией и является именно тем, с чем борется ФАС России.

Есть и другой аспект этой темы. Ежегодно наша страна тратит триллионы рублей на государственные заказы. Международная практика показывает, что в конкурсах участники повышают тендерные цены примерно на 20%.

В масштабах страны это огромные деньги. Если антимонопольная служба сможет сократить злоупотребления хотя бы на треть, то это многократно возместит ее бюджет.

Монопольное положение настолько выгодно для любого хозяйствующего субъекта, что компании придумывают самые изощренные уловки, чтобы доминировать на рынке. Поэтому антимонопольные законы навязываются «сверху». Выявить, а тем более доказать наличие картельного союза очень сложно. По этой причине антимонопольные службы во всем мире имеют право участвовать в исследовательской деятельности.

Монополии могут быть естественными или государственными. К первой группе относятся поставщики коммунальных услуг (воды, газа) и железнодорожных перевозок. Они обычно возникают в силу технических особенностей производства товаров или предоставления услуг.

Государственные монополии создаются по законодательной воле правительства. Примерами могут служить советские финансовые монополии в талистической России или скандинавских странах, а также алкогольная монополия.

Интересно, что в нашей стране худшими нарушителями антимонопольного законодательства являются работники, затем идут естественные монополии и только после частные компании.

Читайте также:  Воинские звания российской армии по возрастанию. Фото погонов

Задачи, цели и функции ведомства

Чтобы лучше понять, что такое ФАС, необходимо рассмотреть задачи, поставленные перед этой службой. Стратегической целью антимонопольного ведомства является обеспечение свободной конкуренции на всей территории страны. Исходя из этого, основными направлениями деятельности ФАС являются

  • создание условий, необходимых для развития конкуренции в различных сферах экономической деятельности; и
  • предотвращение коррупционной практики при проведении государственных закупок частными компаниями; и
  • обеспечение равного доступа к услугам и товарам, предоставляемым естественными монополиями.

Правовой основой деятельности ФАС является ряд законодательных актов, решений и постановлений правительства. На службы возложены следующие обязанности

  • надзор за естественными монополиями; и
  • надзор за иностранными инвесторами в хозяйствующие субъекты, имеющие стратегическое значение для государства
  • управление государственными контрактами; и
  • реклама рекламного рынка.

Служба по борьбе с монополизмом обладает широкими полномочиями. Центральный механизм служб имеет право издавать подведомственные ему нормативные акты; САА может проводить исследования рынка для контроля соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, государственными органами и физическими лицами, а также для определения монопольного положения субъектов. Продажа акций и сделки, связанные с недвижимостью, в случаях, предусмотренных законом, должны быть согласованы со службой; ФАС ведет реестр поставщиков услуг и товаров, которые менее искренне участвуют в публичных конкурсах.

Она также имеет право одобрять сделки, связанные со стратегией.

Региональное отделение ФАС и ее центральный механизм имеют право инициировать процедуры, противоречащие закону. Основанием для этого могут служить заявления гражданских, правоохранительных служб, информация СМИ или собственные инициативы.

Booking.com

Решения по этим делам принимает специальная комиссия, состоящая из различных должностных лиц ФАС. В случаях злоупотреблений на финансовых рынках привлекаются представители Центрального банка Российской Федерации. В ходе расследования рассматриваются дела обеих сторон, изучаются доказательства, после чего комиссия проводит голосование.

Для принятия решения рассмотрение часто затягивается из-за необходимости проверки экспертов или сбора доказательств; вердикт или предписание ФАС может быть нарушено в суде.

История антимонопольной службы

История российских антимонопольных органов берет свое начало в советской эпохе до далеких 1990-х годов. Впоследствии был создан Комитет по государственной политике — предтеча сегодняшней службы. Комиссия насчитывала 150 сотрудников.

В 1992 году количество сотрудников было увеличено, а обязанности службы расширены. Комиссию возглавил Леонид Ботин; в 1997 году служба была переименована и возглавлена Натальей Фонаревой; в 1998 году Комиссия и многие другие федеральные ведомства были упразднены, а на их месте было создано Министерство по делам антипочты. В центральном аппарате работало более 1 100 сотрудников, а в региональных отделениях — более 2 300.

В 2004 году министерство было упразднено, а на его место пришло антимонопольное ведомство. Его возглавил Игорь Атемиев. Игорь Атемиев занимает эту должность до настоящего времени.

За что критикуют российских борцов с монополиями

Российские антимонопольные органы чаще всего критикуют за чрезмерное вмешательство в экономику страны, а ФАС является мировым «чемпионом» по количеству рассматриваемых дел против предпринимателей. Например, в 2015 году в США было возбуждено 25 антимонопольных дел, в Германии — 14, во Франции — 30 и одно в Великобритании. За этот период российские профессиональные конкуренты смогли инициировать более 3 000 разбирательств.

Такая активность приводила в замешательство многих членов правительства, а также либеральных экономистов. Многие помнят разногласия на заседании правительства между главой ФАС Артемьевым и вице-премьером Дворковичем. Последний заявил, что конкуренция существует не во всех сферах экономики, явно намекая на нетерпение службы.

Вице-премьер в шутку предложил создать еще одну ФАС, чтобы избежать монополий.

Можно добавить, что в западных странах антимонопольные разбирательства, как правило, возбуждаются против представителей крупных компаний. В США, например, в последние годы самыми мелкими фигурантами таких расследований были компании с годовым оборотом 800 млн долларов. В нашей стране 56% расследований проводится в отношении малого и среднего бизнеса.

По мнению многих экспертов, такая деятельность ФАС только ухудшает конкурентную ситуацию в нашей стране.

На правительственном уровне неоднократно высказывалась необходимость прекращения антимонопольного преследования МСП. По этому поводу высказывались Министерство экономического развития и бизнес-омбудсмен. Однако Федеральная антимонопольная служба проигнорировала все вышеперечисленные послания.

Кульминацией споров стало принятие в 2016 году закона о запрете антимонопольных проверок МСП. Однако, к сожалению, и в этом документе были найдены лазейки, позволяющие слишком рьяным чиновникам «преследовать» бизнес.

Вход в здание ФАС

Еще одна жалоба на деятельность ФАС заключается в том, что мишенью для проверок становятся российские компании. В США большинство дел (более 90%) возбуждается против иностранных компаний. На Западе антимонопольные органы фактически превратились в еще один инструмент защиты собственного бизнеса.

Читайте также:  Договор займа с сотрудником беспроцентный в Москве, составить по выгодной цене

В нашей стране ситуация противоположная. Менее 1% антимонопольных дел возбуждается против иностранцев.

Деятельность ФАС сопряжена с серьезными коррупционными рисками. Основной проблемой является борьба с картелями, правовой основой которой является Федеральный закон «О защите конкуренции». Проблема заключается в том, что определение сговора в законе очень расплывчато.

Это позволяет сотрудникам антимонопольной службы произвольно трактовать договоры и угрожать им процессуальными ходатайствами. Логично, что в таких условиях компаниям приходится «договариваться», тем более что создание картеля является уголовным преступлением (до трех лет).

Помимо того, что они являются пионерами в открытии новых дел, российские антимонопольщики опережают своих зарубежных коллег по количеству завтрашних рейдов. По мнению экспертов, это значительно повышает риск использования услуг в «рыночных войнах».

ФАС уже представила несколько предложений по изменению действующего антимонопольного законодательства. И каждое из них подталкивало к запрету, ухудшая положение бизнеса.

Бутылка водки

Ежегодно ФАС возбуждает около 5 000 дел по рекламе, значительная часть которых буквально «сосет отовсюду». Еще больше дел (до 17 000) возбуждается по госзакупкам. Как правило, мелких заказов стоимостью 5 000-15 000 рублей не бывает, хотя в основе работы службы лежит очевидная коррупционная составляющая.

Политика двойных стандартов проявляется и в подходе ФАС к определению счетов-фактур.

Главу ФАС называют одним из ведущих алкогольных лоббистов страны. Некоторые из его предложений привели к значительному увеличению количества алкогольных напитков и снижению цен. Конечно, это выгодно водочным «баронам», но вряд ли пойдет на пользу стране, поскольку значительно увеличит смертность от алкоголя.

Кроме того, ФАС выступает против запрета пластиковой упаковки для алкоголя и увеличения возраста допустимого употребления алкоголя. Также наблюдается давление на пивные компании, большинство из которых имеют иностранную юрисдикцию; ФАС выступает против права региональных властей запрещать алкогольные энергетические напитки, особенно опасные для молодого поколения.

Защита конкуренции

Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на обеспечение условий для конкуренции на рынке и предотвращение чрезмерных рыночных монополий, угрожающих бесперебойному функционированию рыночных механизмов.

Важнейшими задачами ФАС России являются защита конкуренции путем предоставления правового инструмента конкуренции между предприятиями и устранение или ограничение возможности того, что самостоятельные действия отдельных предприятий в одностороннем порядке влияют на общие условия распределения товаров на соответствующих товарных рынках. Они. Основными видами деятельности в области защиты конкуренции являются монополистическая деятельность, а также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.

Монополистическая деятельность — это злоупотребление субъектами, группами лиц доминирующим положением путем заключения договоров или совместных действий, запрещенных Антимонопольным законом, а также иные действия, признаваемые законом монополистическими.

Действующее законодательство определяет недобросовестную конкуренцию как действия субъекта (группы лиц), направленные на получение преимуществ предпринимательской деятельности, не соответствующие законодательству РФ, обычаям делового оборота, честности, логике, логике и справедливости, наносящие ущерб или причиняющие вред другим предприятиям Потенциальная возможность совершения таких действий. Субъекты — могли причинить или причиняют ущерб конкурентам или репутации предприятия. Так, например, достаточно распространенным правонарушением в этой сфере является незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения соответствующего правообладателя.

Вопрос антимонопольного регулирования подробно раскрыт в Федеральном законе от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции». Для реализации своих обязательств антимонопольная служба имеет право

  1. возбуждать и расследовать дела о нарушении антимонопольного законодательства
  2. выдавать исполнительные листы
  3. выдавать предупреждения о прекращении (упущении) поведения, в том числе признаков нарушения антимонопольного законодательства
  4. выдавать предупреждения о недопустимых нарушениях антимонопольного законодательства; и
  5. расследовать жалобы на нарушения порядка проведения обязательных торгов, обращения в государственную или муниципальную собственность.
  6. Указывает на ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  7. Предъявляет претензии, подает иски в суд по заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства, а также
  8. проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, письменные или устные объяснения; и
  9. осуществлять любые другие полномочия, предусмотренные законом.

Картели и картельные сговоры

Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании цен, согласованных конкурентами, об установлении и поддержании цен, ведущих к закупке товаров, а также о сокращении или прекращении производства определенных товаров (часть 1 статьи 11 135-ФЗ). Картельные соглашения могут проявляться по-разному, но в большинстве случаев хозяйствующие субъекты договариваются об определенном уровне цен на товары, аукционные отделы и т.д.

Картельные партнерства приводят к сокращению производства, созданию искусственных дефектов и увеличению цены на определенную прибыль. Участие в таких соглашениях является административным правонарушением, наказуемым в соответствии со ст. 14.32 Коап РФ.

Юридическая консультация в Москве

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector