ЮРИСТ

т.8-917-142-61-86

 

 

⁠                                г. Самара (с 8-00 до 20-00 ежедневно)

Некачественный товар по договору поставки.

                                                                                  Права покупателя

   Содержание:   

 

   

 

 

 

 

 

 

 

    Какой товар считать качественным

 

     Если в договоре условие о качестве товара отсутствует, поставщик обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

    Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

    Например, по одному из рассмотренных дел суд удовлетворил требования покупателя о расторжении договора и возврате уплаченной за товар цены исходя из следующего: из Договора следовало, что покупатель при его заключении поставил продавца в известность о цели приобретения оборудования (для фасовки продукта - измельченного на терке), поэтому поставщик был обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии именно с этой целью. В ходе экспертизы выяснилось, что поставленное оборудование не соответствует требованиям Договора, так как непригодно для использования в соответствии с согласованной целью, то есть использование покупателем оборудования не позволяет достичь цели, для которой он заключил Договор. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.2018, дело N А56-70025/2016).

     При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

   Когда в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

    По соглашению Сторон поставке может подлежать товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законодательством.

 

         Недостатки товара, за которые отвечает продавец (поставщик)

 

     Поставщик несет ответственность за любые недостатки товара по качеству, за исключением тех из них, наличие которых не было оговорено при заключении договора поставки.

     Если на товар предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

      Когда гарантийный срок на товар не установлен, Продавец несет ответственность за его недостатки, только если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

 

      Права покупателя при поставке некачественного товара

 

    В случае поставки товара с недостатками, если их наличие не было оговорено сторонами, покупатель в соответствии со ст.475 ГК РФ вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

 

      В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

     Следует отметить, что требования в связи с ненадлежащим качеством товара могут быть предъявлены покупателем в том случае, если поставщик, уведомленный о недостатках товара, без промедления не заменит товар на качественный.

 

     Требования об устранении недостатков или о замене товара, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Например, невозможно требовать устранения недостатков товара, свойства которого не предполагают устранения в них недостатков: щебень, кирпич, газ, лекарства и т.п.

 

     При поставке товара с существенными недостатками, право выбора способа защиты своих прав из указанных в ст.475 ГК РФ принадлежит покупателю.

   Пример из судебной практики. «Организация купила автомобиль. За год его эксплуатации покупатель четырежды обращался в сервис за его ремонтом. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции отказали в удовлетворении требования покупателя о замене автомобиля на автомобиль надлежащего качества, сославшись на то, что поставщик безвозмездно устранил недостатки товара, проведя его ремонт. Верховный суд отменил решения судов нижестоящих инстанций, указав следующее: по заключению судебной экспертизы, выявленные неисправности имеют заводской характер, не являются результатом неправильной эксплуатации; неисправности являются существенным недостатком качества, то есть выявляются неоднократно и проявляются вновь после их устранения. Поскольку при наличии существенных недостатков качества покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы или потребовать его замены решения нижестоящих судов являются незаконными.». (Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2017 N 305-ЭС17-9184 по делу N А40-7588/2015)

 

       Сроки обнаружения и предъявления требований по качеству товара

 

     Покупатель обязан осмотреть поставленный товар, проверить его качество в порядке, установленном правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. О выявленных несоответствиях или недостатках товаров Покупатель должен незамедлительно письменно уведомить поставщика (ст.513 ГК РФ).

 

     Покупатель вправе предъявить требования в связи с поставкой товара ненадлежащего качества при условии, что недостатки выявлены в течение одного из сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, а именно:

  • гарантийного срока на товар, если он установлен договором ;
  • установленного срока годности товара;
  • в пределах двух лет после передачи товара, если продолжительность гарантийного срока менее двух лет и гарантийный срок истек;
  • в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если в отношении него не установлены срок годности, гарантийный срок или иной более длительный срок выявления недостатков.

    Согласно п. 1 ст. 477 ГК РФ указанные выше сроки предъявления требований по качеству товара применяются, если иной срок не согласован сторонами в договоре поставки.

     На практике стороны часто согласовывают срок для предъявления требований или претензий в связи с выявленными недостатками. К сожалению судебная практика по вопросу толкования этого условия неоднозначна. В частности, одни суды указывают, что при наличии договорного срока предъявления претензий сроки, установленные другими пунктами ст.477 ГК РФ не применяются. Другие суды, наоборот, указывают, что покупатель вправе предъявить претензии в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если в отношении него не установлены срок годности, гарантийный срок или иной более длительный срок выявления недостатков .

 

       Доказательства поставки некачественного товара

 

    Успешная реализация прав покупателя в связи с поставкой некачественного товара зависит, как от соблюдения сроков их выявления и извещения о них поставщика, так и от наличия доказательств того, что поставленный товар действительно был некачественным. В частности, если недостатки выявлены в процессе его приемки, необходимо отразить их наличие в товарной накладной.

   Если порядок приемки и извещения поставщика прописан договором, необходимо руководствоваться этим порядком. Если договором указанный порядок не определен, целесообразно, при наличии такой возможности, приостановить приемку и вызвать поставщика для ее продолжения и составления соответствующего акта о наличии недостатков, а при отказе поставщика от составления совместного акта составить его с участием специализированной организации; если нет и такой возможности, акт может быть составлен с привлечением любых третьих или работников организации. Если речь идет о видимых недостатках, к акту необходимо приложить фотографии, на которых видно их наличие. В акте должна быть ссылка на наличие фотографий, а сами они приложены к акту и заверены подписями лиц, участвующих в составлении акта и осуществивших фотосъемку.

    В необходимых случаях может быть проведена экспертиза на предмет наличия недостатков, характера их образования и т.п., заключение которой имеет весомое доказательство в случае рассмотрения спора в суде.

   

          Претензии по качеству товара. Образец претензий.

 

    В заключение отметим, что помимо указанных прав покупателя при поставке некачественного товара, он, в зависимости от обстоятельств дела, не лишен права требовать, например, уплаты неустойки или возмещения убытков.

 

 

 

 

      

некачественный твар
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.

юридические услуги: т.8-917-142-61-86 

                                                             г.Самара, ул.Вилоновская e-mail: omega petrow@yandex.ruредактирования данного текста дважды кликните по нему.

Яндекс.Метрика